20 мая 2024, понедельник, 21:48
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

В лесу и на снегу

Илья Иткин
Илья Иткин
Юлия Радиловская/Полит.ру

В Библиотеке-читальне имени И. С. Тургенева состоялась очередная лекция в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру». С лекцией «Удивительная история второго предложного падежа» выступил лингвист, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела языков народов Азии и Африки Института востоковедения РАН, доцент факультета гуманитарных наук НИУ-ВШЭ Илья Борисович Иткин.

Если школьник на уроке русского языка получает задание определить падеж существительного во фразах гулять в лесу и знать толк в лесе, он в обоих случаях укажет предложный падеж. И для учителя это будет достаточным ответом. Но более внимательный подход к русскому языку требует ответить на вопросы, почему у некоторых слов есть два разных окончания предложного падежа, чем отличается их употребление, почему у других слов это невозможно (например, можно сказать в лесу, но нельзя сказать в столу).

В русской лингвистической традиции отмеченные формы получили название второй предложный падеж (первый предложный – с окончанием -е). Используются также названия местный падеж и локатив. Формы этого падежа в современном русском языке встречаются приблизительно у 140 слов мужского рода второго склонения (в полку, во льду, на шкафу, в лесу, на берегу, в носу, на лбу, в бою). Окончание при этом всегда стоит под ударением. Также ко второму предложному относят примерно 25 слов женского рода третьего склонения, особенность которых состоит в том, что ударение у них также падает на окончание: в крови́, в тени́, на мели́ (сравните с обычным предложным падежом тех же слов: о кро́ви, о те́ни, о ме́ли).

Можно долго спорить, является ли второй предложный самостоятельным падежом или же подмножеством форм единого предложного падежа. Но ответ на этот вопрос не так принципиален и может зависеть от выбранного при грамматическом описании подхода. Куда интереснее проследить историю таких форм, их возникновение и грамматические свойства.

Появились двойные формы окончаний некоторых слов предложного падежа в результате долгого процесса перестройки всей системы русской склонения. Если сейчас мы выделяем три основных типа склонения (1-е склонение – у слов типа вода, 2-е – у слов типа стол и 3-е – у слов типа кровь), то в древнерусском языке таких типов было больше, а с течением времени они подверглись унификации и ряд склонений исчез. Посмотрим на слова стол и сын. Вот, как они склоняются в современном русском языке (даны формы единственного числа):

Падеж

 

 

Им.

стол

сын

Род.

стол-а

сын-а

Дат.

стол-у

сын-у

Вин.

стол

сын-а

Твор.

стол-ом

сын-ом

Предл.

(о) стол-е

(о) сын-е

Отличается только винительный падеж (так как слово стол неодушевленное, винительный падеж в ним совпадает с именительным). А вот как выглядело склонение этих же слов в древнерусском:

Падеж

 

 

Им.

стол-ъ

сын-ъ

Род.

стол-а

сын-у

Дат.

стол-у

сын-ови

Вин.

стол-ъ

сын-ъ

Твор.

стол-ъмь

сын-ъмь

Предл.

(о) стол-ѣ

(о) сын-у

Слов со склонением типа «столъ» было всегда значительно больше, чем типа «сынъ». Поэтому с самого раннего этапа существования древнерусского языка слова из типа «сынъ» постепенно переходили в тип «столъ». Такой же процесс происходил и в других славянских языках. Однако влияние двух типов склонения было взаимным, поэтому в письменных памятниках нередки слова из типа «столъ», которые имеют окончания типа «сынъ». Поэтому даже не во всех случаях удается уверенно определить, к какому типу склонения существительное относилось изначально.

Но в итоге «столъ» победил, превратившись в современное второе склонение, и его падежные окончания сохранились в языке. Но и тип «сынъ» оставил свое наследство. Оно проявляется в трех основных случаях. Во-первых, большинство слов второго склонения в родительном падеже множественного числа имеют окончание –ов (столов, тигров, домов, компьютеров). Это окончание пришло из склонения по типу «сынъ». В древнерусском родительный падеж множественного числа у слов столъ и сынъ выглядел как столъ и сыновъ. Окончания, исконно принадлежавшие к типу «столъ» сейчас есть у сравнительно редких исключений с нулевым окончанием в родительном падеже множественного числа: чулок, сапог, грузин и других. Во-вторых, наследством исчезнувшего типа склонения стали формы «второго родительного падежа» у некоторых слов (выпить чаю, квасу, много народу, ложка сахару). И, наконец, третьим следом старого типа склонения стал второй предложный падеж.

Вернемся из прошлого русского языка в его нынешнее состояние и рассмотрим свойства второго предложного падежа. Из четырех предлогов, присоединяющих слова в предложном падеже (в, на, при, о), формы второго предложного падежа встречаются только с предлогами в и на. Причем для некоторых слов допустимо употребление второго предложного падежа только с одним из этих предлогов, а с другим невозможно. Можно сказать: «в лесу», но нельзя «на лесу». Используется второй предложный падеж в значении обстоятельства места (гулять в саду, жить в хлеву), времени (раз в году) или в некоторых метафорических конструкциях (говорить на ходу, пойти на поводу).

На употребление второго предложного падежа наложен ряд ограничений. Практически нет существительных мужского рода с основой на мягкий согласный, принимающих его окончания (нельзя сказать на коню, в огню, а можно только на коне и в огне). Исключения редки: пресечь / скупить на корню, несколько раз на дню, быть во хмелю.

Крайне редки также формы второго предложного падежа у неодносложных слов. Исключения из этого правила есть, но они обычно имеют то или иное объяснение. Слова корень и ветер имеют беглый гласный в корне, поэтому, хотя в именительном падеже в них по два слога, в форме второго предложного основа их состоит из одного слога (ветерна ветр-у, кореньна корн-ю). Существует форма в аэропорту, но она объясняется тем, что образована от односложного слова порт. Возможно употребление падежных форм на берегу и в терему, но слова берег и терем, подобно ряду других слов, содержащих сочетения -ере-, -оро-, -оло- (так называемое полногласие), часто ведут себя как слова с односложной основой. Так что необъяснимыми исключениями остаются только в / на поводу и в отпуску.

Существуют слова, где в объяснении нуждается отсутствие формы второго предложного падежа. Например, его почему-то нет у слова стол. Хотя это слово односложное, с основой на твердый согласный, может описывать положение в пространстве, тем не менее мы не говорим «в столу» или «на столу», а только «в столе» и «на столе». Разгадка здесь скрывается в ударении. У слова стол в косвенных падежах ударение падает на окончание: стола́, столу́, столе́, столо́в, стола́м, стола́ми. А второй предложный падеж, как выясняется, возможен изначально только у тех слов, у которых в первом предложном падеже окончание падало на основу.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.