20 мая 2024, понедельник, 23:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 апреля 2016, 13:05

Картина на чердаке: Караваджо или Луи Финсон

Фрагмент картины "Юдифь и Олоферн", найденной в Тулузе в 2014 году
Фрагмент картины "Юдифь и Олоферн", найденной в Тулузе в 2014 году

В апреле 2014 года хозяева одного загородного дома в окрестностях Тулузы обнаружили, что его крыша протекает. Когда они начали ремонт, то обнаружили дверь, ведущую на чердак, где они никогда раньше не бывали. Проникнув туда, они увидели картину, покрытую слоем пыли. На картине был изображен известный ветхозаветный сюжет – Юдифь, убивающая Олоферна.

Хозяева обратились к местному торговцу произведениями искусства Марку Лабарду, который очистил от пыли участок картины, где было изображено лицо Абры, служанки Юдифи, и обнаружил, что живопись в превосходном состоянии. Он пришел к выводу, что полотно датируется к XVII веку и принадлежит художнику школы Караваджо. Лабард показал картину специалисту по живописи старых мастеров Эрику Тюркену. Два года Тюркен провел за очисткой, реставрацией и изучением холста. Он рассмотрел живопись в рентгеновском и инфракрасном диапазонах. Из-за большого размера картины подходящую рентгеновскую установку Тюркен смог найти только в ветеринарной клинике. Он говорит, что врач-рентгенолог была весьма удивлена, когда между обследованиями лошади и коровы ей пришлось просвечивать картину.

И вот недавно Тюркен объявил, что считает картину произведением не подражателя Караваджо, а самого Караваджо. Об этом, по мнению эксперта, говорит ряд деталей типичных для творчества художника: быстрое исполнение, смелые, энергичные мазки, использование света.

 

Картина «Юдифь и Олоферн», найденная в 2014 году в Тулузе

Также Тюркен обнаружил, что изначально положение правой руки Олоферна и лица Юдифи были иными, и художник изменил их уже в процессе работы. Это тоже говорит в пользу авторства Караваджо. Во-первых, как известно, художник не пользовался эскизами и независимо от сложности композиции сразу работал на холсте. Во-вторых, для копий живописных полотен, выполненных учениками и подражателями художников, вообще нехарактерных такие свидетельства изменения композиции в процессе работы, ведь в данном случае художник просто копирует работу мастера, а не придумывает сюжет сам.

Известна картина «Юдифь и Олоферн» работы Караваджо, которая сейчас хранится в римском музее в палаццо Барберини. Она была создана в 1598 или 1599 году, когда художник жил в Риме. Там тоже изображен момент, когда Юдифь отрезает голову Олоферна, а служанка Абра готовит мешок, но многие детали отличаются от найденной в 2014 году картины.

 

Караваджо «Юдифь и Олоферн». Палаццо Барберини

О том, что художник написал еще одну картину на этот сюжет, свидетельствуют упоминания в документах начала XVII века. Фламандский живописец Франс Пубрус Младший, живший в Италии, писал 15 сентября 1607 года своему покровителю мантуанскому герцогу Винченцо Гонзага, что в Неаполе продается за 400 дукатов работа Караваджо «Мадонна Розария» («Мадонна с четками»). Также Франс Пубрус упоминал, что ему известно о предложении продать еще одну картину Караваджо – «Юдифь и Олоферн».

Винченцо Гонзага отказался покупать эти картины. Поэтому их владелец, другой фламандский художник Луи Финсон, забрал их с собой, уезжая из Италии. Он умер в 1617 году в Амстердаме и обе картины упоминаются в его завещании. Картина «Мадонна Розария» была вскоре приобретена сообществом художников, одним из членов которого был Рубенс. Эта работа Караваджо хорошо известна искусствоведам, ныне она находится в Музее истории искусств в Вене. А вот о картине «Юдифь и Олоферн» с тех пор не было никаких упоминаний, и ее местонахождение считалось неизвестным.

 

«Мадонна Розария» работы Караваджо, когда-то принадлежавшая Луи Финсону

Луи Финсон жил в Неаполе в одно время с Караваджо и испытал сильнейшее его влияние. Историки искусства называют его первым фламандским караваджистом. Техника передачи объема с помощью резких контрастов света и тени (кьяроскуро), реалистичная манера живописи – все это под влиянием Караваджо появилось на картинах Финсона.

 

«Четыре стихи» Луи Финсона

 

Автопортрет Луи Финсона

 

Картина Караваджо «Экстаз Марии-Магдалины» (Рим, частная коллекция) и ее копия работы Луи Финсона (Музей изящных искусств в Марселе)

Чтобы изучить стиль своего кумира, Финсон копировал его работы. Благодаря этому до нас дошло еще одно свидетельство о картине «Юдифь и Олоферн». Копия ее, выполненная Луи Финсоном, сохранилась. Покидая Италию, он ее продал, и сейчас эта картина находится в Неаполе, в палаццо Дзеваллос Стильяно. Изображение на ней соответствует тому, что мы видим на картине, найденной в 2014 году в Тулузе.

 

«Юдифь и Олоферн», копия с картины Караваджо, выполненная Луи Финсоном, в экспозиции палаццо Дзеваллос Стильяно в Неаполе

Место, где была найдена картина, которую теперь считают работой Караваджо, также указывает на связь ее с Луи Финсоном. Перед возвращением в Амстердам Финсон некоторое время работал в Провансе: в городах Экс-ан-Прованс, Арль, Марсель. Позднее многие его работы были обнаружены именно в церквях и частных собраниях Прованса. В связи у историков искусства есть два возможных ответа на вопрос об авторстве картины, которую нашли на чердаке. То, что она написана в XVII веке, не вызывает у них сомнений. Но кем? Она могла быть работой Караваджо, которую Финсон приобрел в Неаполе и забрал с собой. Этой точки зрения придерживается Эрик Тюркен. Но картина может быть и еще одной копией с полотна Караваджо, сделанной самим Финсоном.

Среди специалистов есть сторонники как первой, так и второй версии. Заключение Тюркена поддерживает один из главных специалистов по Караваджо Никола Спиноза, бывший директор Национального музея Каподимонте в Неаполе. С другой стороны искусствовед Мина Грегори полагает, что это высококачественная копия, принадлежащая, скорее всего, кисти Луи Финсона. Работой подражателей Караваджо считает найденную картину и Джонатан Джонс, изложившей свое мнение в Guardian (русский перевод его очерка опубликован на сайте Galerix). Скептицизм разделяет специалист по итальянскому барокко Ричард Спир, по мнению которого уровень мастерства живописца в данном случае не дотягивает до Караваджо. Еще один специалист по Караваджо Бруно Артипрете из Неаполя считает, что картина вполне может принадлежать Караваджо, но для уверенности в этом необходимы дополнительные исследования, касающиеся не только приемов живописи, но и используемых автором пигментов и методов подготовки холста.

Если авторство Караваджо подтвердится, стоимость картины может достигнуть 120 миллионов евро (около 135 миллионов долларов). В случае, если ее написал Луи Финсон, картина будет стоить значительно меньше, но все равно окажется самым значительным произведением живописи XVII века, обнаруженным за последние 30 лет. Ученые намерены провести подробное исследование находки, в котором важную роль будет играть сопоставление ее с картиной, хранящейся в Неаполе.

Пока же французское правительство наложило запрет на экспорт картины сроком 30 месяцев. Это даст возможность французским музеям подготовиться к приобретению картины, возможно, с привлечением для этого спонсоров, чтобы, в случае, если это окажется подлинная работа Караваджо, шедевр остался в стране.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.