21 мая 2024, вторник, 00:19
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 сентября 2015, 11:38

Пять принципов «реального пацана»

Кадр из фильма «Жмурки»
Кадр из фильма «Жмурки»
 
Светлана Стивенсон. Фото: Наташа Четверикова

В Библиотеке-читальне имени Тургенева в этот четверг был открыт новый сезон «Публичных лекций Полит.ру». Первую лекцию прочитала социолог, преподаватель факультета гуманитарных и социальных наук London Metropolitan University Светлана Стивенсон. Тема ее лекции «Банды 1990-х: происхождение и эволюция».

Организованные преступные группировки, достигшие расцвета в 1990-е годы, оставили заметный след даже в массовой культуре, достаточно вспомнить популярные телесериалы «Бригада» или «Физрук». К сожалению, научных исследований этой сферы общества пока не так много, в отличие от многочисленных трудов по более старому отечественному преступному социуму («ворам в законе» и пр.). Выделяются работы социолога, профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадима Волкова о так называемом «силовом предпринимательстве» в России, где исследуются социальные группы различного происхождения: бывшие спортсмены, воины-афганцы, представители национальных групп, которые в начале эпохи рынка начали создавать криминальные сообщества. Однако совсем мало работ, посвященных одной конкретной линии эволюции подобных сообществ из некриминальных в криминальные. Это преступные группировки, которые возникают из территориальных подростковых групп. Хотя некоторые работы, посвященные этим группам, появлялись еще в СССР в закрытых публикациях МВД, в позднесоветский период им уделили внимание журналисты. Сейчас есть ряд исследований казанских социологов на эту тему. Изучение молодежных группировок в Казани и Москве занималась Светлана Стивенсон, результаты ее работы изложены в недавно вышедшей книге Gangs in Russia.

Казань – один из самых ярких примеров истории молодежных группировок. В 1950-х – 1960-х годах город пережил ускоренную урбанизацию, когда туда приезжали тысячи людей из сельской местности, чтобы работать на новых предприятиях. В ходе роста Казани в состав города включались отдельные сельские населенные пункты, которые некоторое время сохраняли свою обособленность, что, возможно, послужило одним из источников появление территориальных молодежных группировок. К тому же из традиций сельской культуры были принесены ритуальные молодежные столкновения. Далее, с 70-х годов, появилась советская теневая экономика, и так называемым цеховикам нужен был силовой ресурс – люди для охраны продукции и контроля за ее сбытом. Таким ресурсом также стали представители уличных подростковых группировок. В результате уже в начале 1970-х в Казани появляются достаточно крупные криминальные территориальные группировки, например, ставшая знаменитой группировка «Тяп-Ляп», получившая название из-за нахождения в районе завода «Теплоконтроль». Члены группировок занимались вымогательствами, в первую очередь их жертвами становили работники торговли и сферы обслуживания, у которых имелись, как говорили тогда, нетрудовые доходы, а также те же цеховики.

Постепенно вся Казань разделилась на враждующие между собой молодежные группы. Аналогичные структуры возникали и в других городах. С началом кооперативного движения эти группы получили новую питательную среду для роста, так как стали заниматься вымогательством у частных предпринимателей.

На основе исследований, проведенных в Казани и Москве, и включавших в себя интервью с членами этих группировок, Светлана Стивенсон предложила выделить основные социальные императивы их поведения, которые можно назвать «пять принципов реального пацана». Первый из них, говоря словами самих «реальных пацанов», можно сформулировать так: «найти с кем быть по жизни», то есть важным внутренним требованием оказывается включенность в некоторую социальную группу: бригаду, улицу, семью и т.п. Второй принцип – «подняться вместе» – призывает реальных пацанов не проводить время в безделье, а использовать возможности для получения дохода, для чего необходима внутренняя дисциплина группы и сознательность ее участников. Для обеспечения этого лидеры группировок используют ряд специальных практик, например, еженедельные «сходняки», присутствие на которых обязательно.

Третий принцип обеспечивает выполнение цели группировки – получение экономической прибыли. В устах членов групп он звучал бы так: «Загрузить по понятиям и развести на деньги». Те, кто становится объектом рэкета, обязаны платить группировке, так как живут или работают на ее территории. Участники же группировки воспринимают себя как некоторое подобие рыцарского ордена, особого рода аристократию. В связи с этим возникают правила, которые должен соблюдать «реальный пацан», чтобы не сливаться с народом. Например, он не может торговать, работать в сфере обслуживания. При встрече двух пацанов они обязаны представиться, назвать свою «улицу». Даже в драках между представителями группировок соблюдаются некоторые правила (пацана нельзя бить ногами), а вот по отношению к не-пацанам можно делать все, что угодно.

Но пацану важно помнить про четвертый принцип: «знать, за кем сила». Успех группировки зависит существования у нее связей с нужными людьми и структурами. «Рыцарский орден» должен признавать, что в обществе существуют и другие источники власти. Пацаны стараются поддерживать хорошие отношения с теми, кто может пригодиться, начиная от учителей в школе, соседей и участковых. На уровне группировки для создания позитивных социальных связей могут оказываться услуги представителям бизнеса и властных структур. Высшее звено группировок может увеличивать свой социальный капитал, участвуя финансово в строительстве мечетей, спортивных центров, спонсируя детские дома или съемки кинофильмов, становясь членами благотворительных фондов. У кого есть возможность и желания, пытаются интегрироваться в госструктуры. В целом четвертый принцип иллюстрирует фраза из одного интервью с участником группировки: «Сейчас время бандитов кончается, мода на все это прошла, сейчас банкуют те, кто может договариваться с властью, с ментами, с другими улицами».

Наконец, пятый принцип, который связан с четвертым: члены группировок не привержены исключительно криминальному образу жизни. В этом важное отличие подобных сообществ от, например, воров в законе, которым традиция запрещает легальный заработок, вступление в брак, какие-либо отношения с госструктурами. Участники группировок весьма прагматично ориентированы, нацелены на успех и не имеют особого желания попадать в тюрьму. Их настрой хорошо передается словами: «Как сделать так, чтобы у нас были деньги и нам за это ничего не было». Они считают себя предпринимателями и плохо относятся к тем, кто не занимает производительным трудом: бездомным, мигрантам.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.