В начале июля на аукционе Сотби’с будет выставлен интересный лот – последний подарок Наполеона Бонапарта своему сыну.
24 января 1814 года Наполеон отправлялся из Парижа на север Франции, чтобы возглавить войска, противостоящие наступающим силам антифранцузской коалиции. Ночью в замке Сен-Клу он простился с женой Марией-Луизой и сыном. Сын, Наполеон Франсуа Жозеф Шарль Бонапарт, более известный как Римский король, был тогда трехлетним мальчиком. Так как Наполеон понимал, что вряд ли сможет вернуть в Париж ко дню рождения сына (20 марта) он заранее сделал ему подарок – пару дуэльных пистолетов.
Наполеон и его сын
По заказу императора пистолеты изготовил знаменитый оружейник и изобретатель Жан Лепаж (Jean Le Page, 1746-1834). Они сделаны из вороненой стали и древесины грецкого ореха со вставками черного дерева и инкрустированы золотом. На замке выгравирована дата «Janv. 1814». Мастер специально сделал пистолеты маленькими, чтобы они были по руке мальчику.
Пистолеты в руках взрослого
Наполеон больше никогда не увиделся с сыном. Не смотря на ряд поражений, которые он смог нанести армии фельдмаршала Блюхера в феврале, кампания закончилась для него поражением, и 31 марта 1814 года войска союзников вошли в Париж. Наполеон отрекся в пользу сына, затем союзники объявили о его низложении и восстановлении династии Бурбонов. Мария-Луиза с сыном отправилась в Австрию. После этого было недолгое возвращение императора в период Ста дней, второе отречение и окончательная ссылка, но встречи с сыном не было: тот все это время находился при австрийском дворе.
Пистолеты же остались во Франции, перейдя в собственность Людовика XVIII. Тот не стремился сохранить все личные вещи свергнутого императора, и по его распоряжению довольно часто устраивались аукционы, на которых предметы роскоши, принадлежавшие Наполеону, мог купить любой, были бы деньги.
Пара дуэльных пистолетов привлекла внимание Уильяма Баллока (William Bullock, около 1773 – 1849), о котором следует рассказать особо. Изначально он был ювелиром в Бирмингеме и довольно рано увлекся собирание различных редкостей, как природных, так и рукотворных. В 1795 году Баллок обосновался в Ливерпуле, где открыл Музей редкостей. В 1801 году был опубликован каталог его коллекции произведений искусства, оружия, предметов живой природы и других раритетов, в том числе приобретенных у участников тихоокеанских экспедиций Кука. Баллок сам написал несколько трудов по естественной истории и стал членом нескольких научных обществ: Линнеевского, Королевского садоводческого, Вернерианского общества естественной истории, Лондонского геологического. Исследователи пишут, что Баллок стал первым в Британии владельцем музея редкостей, который начал выставлять чучела животных в экспозиции не в хаотическом порядке, определяемым исключительно эстетическими предпочтениями владельца, сгруппированными по местам их обитания.
Уильям Баллок (гравюра Жана-Анри Марле)
В 1809 году Уильям Баллок перевозит свое собрание в Лондон и открывает так называемый Ливерпульский музей на улице Пикадилли. Он пользуется большим успехом. За первый месяц экспозицию посетили 22 тысячи человек, за полгода – 80 тысяч. В переписки Джейн Остин обнаружилось упоминание, что в апреле 1811 года она с кузиной Мэри Кук посетила Ливерпульский музей, где было «довольно увлекательно».
В залах первого музея Баллока на Пикадилли (гравюра Томаса Хосмера, 1810)
Успех позволил Баллоку выстроить специальное здание для своего музея. Оно было готово к 1812 году, располагалось на той же Пикадилли и получило название Египетского зала (Egyptian Hall). По заказу Баллока автор проекта Питер Фредерик Робинсон использовал в архитектуре здания и внутренней отделке мотивы архитектуры древнеегипетских храмов, а стены были украшены изображениями пирамид, Нила, египетских богов. Наибольшее влияние на облик Египетского зала оказал храмовый комплекс в Дендере. Это было первое в Англии здание подобного стиля.
Египетский зал на Пикадилли
Но Баллок вовсе не собирался делать Египетский зал исключительно музеем Древнего Египта (хотя египетские древности его тоже интересовали). К открытию была издана особая брошюра «Путеводитель по Лондонскому музею и Пантериону мистера Баллока» («A Companion to Mr. Bullock’s London Museum and Pantherion»), из который видно, что большая часть экспозиции, как и в Ливерпуле, была посвящена природным редкостям. Более ста страниц в ней было отведено на описание «Пантериона» («собрания животных»): от чучела жирафа до челюстей дельфина. Этнографические коллекции содержали предметы из Африки, Северной и Южной Америки, островов Полинезии. Все это Баллок активно приобретал еще в Ливерпуле у возвращающихся из дальних путешествий моряков. На 16 страницах описывалась коллекция оружия, большая часть которой была куплена Баллоком у хирурга Ричарда Грина, который ранее содержал собственный небольшой музей редкостей в Личфилде.
Вскоре Баллок понимает, что интерес у публики также могут вызвать экспонаты, связанные с именем Наполеона. Он приобретает ряд предметов, принадлежавших сверженному императору, и в 1816 году открывает в Египетском зале «Наполеоновскую выставку». Тут он узнал, что такое настоящий успех. За день экспозицию посещали до 10 тысяч человек. Гвоздем выставки была пуленепробиваемая карета, в которой Наполеон перемещался во время своих военных походов по Европе. Она была захвачена прусскими войсками при Ватерлоо и подарена генералом Блюхером принцу-регенту (будущий Георг IV) Тот жить по средствам никогда не умел и, нуждаясь в деньгах, продал карету Баллоку за 2500 фунтов. «В нагрузку» достались находившиеся в карете личные вещи императора, включая его складную походную кровать.
Захват кареты Наполеона прусскими войсками
Ажиотаж, вызванный каретой у лондонской публики, глазами карикатуриста Джорджа Крукшенка (январь 1816)
А так ее изобразил другой художник – Томас Роулендсон
Когда выставку посетили 220 тысяч лондонцев, Уильям Буллок предпринял гастрольный тур. Он провез наполеоновскую экспозицию по городам Англии, Шотландии и Ирландии, в результате чего ее увидели еще 800 тысяч человек. Буллок говорил, что карета, на которую он потратил две с половиной тысячи фунтов, принесла ему 35 тысяч. Он задумал основать постоянный Музей Наполеона в Лондоне. Для этого он отправился в Париж, где активно скупал вещи, связанные с императором. В частности он многое приобрел у бывших слуг, служивших ранее в императорских резиденциях в Мальмезоне и Сен-Клу. Видимо, именно тогда Буллок купил и пару миниатюрных дуэльных пистолетов. Но вскоре интерес публики к Наполеону упал, да и планы Буллока изменились. В 1819 году он продал свою коллекцию с аукциона, оставив себе здание Египетского зала (позднее он наполнит его новыми экспонатами, которые привезет из Мексики). Распродажа 32 тысяч предметов длилась 26 дней и принесла 9974 фунта. Карету Наполеона купил изготовитель экипажей за 168 фунтов. Позднее, в 1834 году, она была приобретена Музеем мадам Тюссо, где погибла при пожаре 1925 года.
О человеке, купившем пистолеты, известно немногое – лишь фамилия Ливери. Они надолго исчезли из поля зрения публики и, вероятно, пройдя через руки нескольких владельцев, вновь объявились лишь в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Там они были выставлены оружейной фирмой Джеймса Пёрди (James Purdey & Sons).
Пистолеты в футляре
Следующей их владелицей стала Кора, графиня Страффорд, богатая вдова владельца мыльных фабрик Сэмюэля Колгейта и прототип графини Коры Грэнтэм из «Аббатства Даунтон». В 1940-е годы пистолеты приобрел коллекционер Уильям Нил (William Keith Neal), теперь его наследники решили выставить их на аукцион. Дом Сотби’с назначил продажу на 9 июня. Ожидается, что дуэльные пистолеты могут быть проданы за 800 000 –1 200 000 фунтов стерлингов (1 251 844 – 1 877 856 долларов США).