21 мая 2024, вторник, 01:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 мая 2015, 23:12

Наука и Jeopardy!

Jeopardy
Jeopardy

Недавно на сайте журнала Science был опубликован очерк Джона Коэна, посвященный популярной телепередаче Jeopardy!. Эта телевикторина знакома и российским зрителям, так как на отечественном телевидении с 1994 года выходит программа «Своя игра», отличающаяся от Jeopardy! некоторыми деталями. В игре троим участникам предлагаются вопросы различной тематики. Игрок, желающий дать ответ, нажимает кнопку. Если ему удается сделать это раньше конкурентов, он получает право ответить. Когда ответ верный, игрок получает очки в зависимости от сложности вопроса. Если же он ответил неправильно, то столько же очков у него вычитается. В США Jeopardy! показывают с 1964 года по сей день (с двумя небольшими перерывами в 1976 – 1977 и 1980 – 1984 годах). Она выходит в эфир пять дней в неделю, то есть примерно 200 выпусков в год. Около 100 тысяч человек ежегодно проходят тест на сайте игры, три тысяч из них приглашаются на очный отборочный тур и 400 в итоге становятся участниками программы.

За время существования телеигра неоднократно становилась объектом внимания ученых. Особое внимание привлекает финальный вопрос игры, когда игроки должны, зная тему вопроса и количество очков на своем счету и на счету соперника, выбрать, какую часть заработанной суммы они поставят. Выбору оптимальной стратегии в данной ситуации была посвящена статья, вышедшая в 1994 году в журнале Mathematics Magazine, при этом рассматривалась ситуация, когда конкуренты ведут себя так, как обычные участники передачи, и ситуация, когда все три игрока хорошо знают теорию игр. Еще одна статья на эту тему вышла в том же году в журнале The Mathematics Teacher. В 1995 году исследование, где анализировалась стратегия, выбранная игроками в финальном раунде, было опубликовано также в журнале The American Economic Review. Посвященная Jeopardy! публикация также вышла в 1999 году в журнале Math Horizons, посвященном занимательной математике.

Журнал Organization Science в 2012 году опубликовал работу двоих ученых из Нью-Йоркского университета, которых заинтересовало поведению лидирующего участника в ходе игры Jeopardy!. Они пришли к выводу, что такие игроки становятся более склонными к риску, желая сохранить свою лидирующую позицию.

Пожалуй, самой неожиданной публикацией, посвященной Jeopardy!, стала статья шести арабских ученых, опубликованная в 2012 году в Saudi Medical Journal. Они сравнивали эффективность обучения студентов-медиков в традиционном лекционном формате и в формате игры Jeopardy!. Авторы работают в университете Умм аль-Кура в Мекке. В течение семестра обучали одну группу пятикурсников теме «вирусная экзантема» обычным способом, а с другой группой проводили занятия в виде викторины. Потом оценивалось степень освоения материала. Сразу после прохождения курса студенты обеих групп показали хорошие результаты, но в тесте, проведенном через два месяца, выяснилось, что те, кто играл в Jeopardy!, помнят пройденное лучше. К сожалению, не говорится, как авторам удалось сочинить достаточно число вопросов на такую экзотическую тему, как «вирусная экзантема».

В 2013 году Томас Линнеман проанализировал интонацию 5473 ответов, данных 300 участниками передачи. Особенностью игры Jeopardy!, которая отсутствует в отечественной «Своей игре», является то, что участники дают ответ в форме вопросительного предложения. Например, при вопросе: «Он придумал знаменитую формулу E = mc2» ответ должен звучать: «Кто такой Альберт Эйнштейн?». Однако эти вопросительные фразы участники игры чаще произносят с интонацией, характерной для утвердительных предложений. Восходящая интонация (uptalk) встречается в ответах реже.

Линнеман проанализировал случаи использования восходящей интонации и обнаружил, что при неправильных ответах она возникает гораздо чаще. Согласно его подсчетам, приведенным в журнале Gender & Society, когда игроки давали правильный ответ, такая интонация была у 48% ответов женщин и 27% ответов мужчин. Если же ответ был неверен, то восходящая интонация отмечалась в 76% случаев у женщин и в 57% у мужчин. Линнеман полагает, что у мужчин восходящая интонация служит признаком неуверенности в ответе, так что неудивительно, что в неправильных ответах она звучит чаще. Также исследователь обнаружил, что, чем сильнее лидирующий игрок обгоняет соперников, тем реже он использует восходящую интонацию. Но если лидирует женщина, она наоборот начинает все чаще прибегать к восходящей интонации. Линнеман объясняет это тем, что женщины подсознательно считают нужным извиниться за свой успех.

Большое внимание привлек прошедший в 2011 году матч между двумя выдающимися игроками Кеном Дженнингсом и Брэдом Раттером и суперкомпьютером Watson компании IBM. Компьютер выиграл у людей, правда, как утверждает другой неоднократный чемпион Рас Шумахер, скорость реакции у компьютера заведомо превосходила человеческую. Игра компьютера против людей также стала материалом для научной публикации, вышедшей в журнале Behavior Analysis. Менее известно, что спустя некоторое время в Конгрессе США прошел показательный матч по Jeopardy! суперкомпьютера Watson против пяти конгрессменов, и члену палаты представителей от штата Нью-Джерси Рашу Холту удалось победить в нем. В однораундовой игре он набрал 8600 против 6200 у компьютера. Стоит отметить, что Холт ранее пять раз одерживал победу в этой телепередаче. После окончания срока своих полномочий Холт стал исполнительным директором Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS) и возглавил издательство этой ассоциации, выпускающее Science и дочерние журналы.

Все больше участников передачи имеют, как выражается Джон Коэн, научный бэкграунд, то есть работают в сфере науки или имеют ученую степень. Из 15 участников турнира Battle of Decades, прошедшего в 2014 году и собравшего сильнейших игроков разных лет, таких оказалось восемь человек. Некоторые из участников используют научный подход при подготовке к играм. Специалист по биоинформатике Роджер Крейг перед съемками воспользовался архивом вопросов Jeopardy!, выложенным в интернете. Но он не старался прочесть как можно больше вопросов, а применил методы компьютерного извлечения данных ко всему массиву из более чем 280000 вопросов и ответов. Программа установила связь между тематикой вопросов и их ценностью в игре. Крейг обнаружил ряд тенденций, например, что в более «дорогих» вопросах чаще требуются знания по астрономии. Это позволило ему сосредоточить свое внимание на наиболее перспективных областях знаний и повысить свою компетенцию именно в них. Также он использовал программу Anki, которая помогла ему запоминать нужную информацию, используя метод интервальных повторений. В результате Роджер Крейг выиграл шесть игр и в одной из них установил рекорд суммы заработанной за одну игру (77000 долларов, рекорд с 2010 года до сих пор не побит). В дальнейшем Крейг участвовал в 2011 году Турнире чемпионов, где выиграл еще четыре игры и стал победителем турнира. В 2014 году он занял второе местов в Battle of Decades.

Часто создатели программы заранее снимают видеоролики, где вопросы задают различные известные люди. В этом качестве в Jeopardy! тоже порой бывают ученые. Вопросы игрокам уже задавали знаменитая исследовательница обезьян Джейн Гудолл, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине Дэвид Балтимор и ученые, работающие на Большом адронном коллайдере в ЦЕРНе.

Возрастают требования и к научной компетенции работников съемочной группы. Главный редактор Jeopardy! Билли Вайс рассказал, как во время съемок им приходится оперативно проверять спорные ответы, данные игроками. В этом участвует команда из 15 человек. На недавних съемках прозвучал вопрос из области медицины. Требовалось назвать нечто, что за последние 30 лет стала в два раза более распространенным в США у детей и связанное при этом с повышенным риском диабета. Правильным ответом было «ожирение», а игрок ответил: «Аутизм». Вайсу и его коллегам пришлось предпринять срочный поиск по научным публикациям, чтобы выяснить, нашли ли ученые связь между аутизмом и диабетом. К какому выводу они пришли, Вайс не сообщил, посоветовав узнать это из передачи, которая будет показана 2 июня.

В другом случае вопрос звучал так: «Эти звезды, состоящие из материи невообразимой плотности, названы в честь субатомных частиц». Вместо ответа «нейтронные звезды», которого ожидали редакторы, игрок назвал куда менее известные кварковые звезды. После проверки этот ответ был засчитан.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.