Занятия в школе должны начинаться позже, подросткам надо давать больше спать. На этом настаивает группа английских и американских ученых, опубликовавших обзорную статью в журнале Learning, Media and Technology.
Дефицит сна, на самом деле, совсем не безобидная вещь. Последние исследования показывают, что дефицит сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, метаболическим расстройствам, диабету, гипертонии, появлению тревожности, развитию депрессии и ожирения. В одном исследовании людей поделили на две группы: спавших меньше шести часов в день и больше восьми. Оказалось, что у этих двух групп есть достоверные различия в уровне активности 711 генов.
При этом почти во всех культурах существует стереотип, что вставать по утрам рано – просто замечательно, снабженный зачастую рифмованными аргументами средней обоснованности («Кто рано встает, тому бог подает», «Early to bed, early to rise makes a man healthy, wealth and wise»). Стереотип порождает заметное давление общества. И, если взрослый человек может в каких-то пределах сам себе выбирать распорядок дня, то подростки лишены этой возможности – они должны каждое утро ходить в школу. Например, в некоторых упомянутых в работе школах в штате Кентукки занятия начинаются в 7:15.
В раннем школьном возрасте это не представляет особенных проблем, он начинаются, когда школьник становится подростком. Не только у человека, но и у других млекопитающих отмечено, что по мере взросления время засыпания и время пробуждения сдвигается в сторону более позднего, а средняя продолжительность сна еще не успевает сократиться и составляет около 9 часов – как и для более младших детей. Это приводит к тому, что подросток каждый учебный день не досыпает 2-3 часа, и для него встать в 7 – это то же самое, что для пятидесятилетнего учителя встать в 4:30. При этом подростков упрекают в том, что они добровольно выбирают ложиться спать позже ради каких-то своих развлечений, а утром не могут встать просто, потому что лентяи.
Но все не так просто. В англоязычной литературе есть термин - wake maintenance zone (WMZ). Это период, который наступает примерно за три часа до того, как у человека начнет вырабатываться мелатонин и он начнет хотеть спать. Этот период характеризуется повышенной бодростью и когнитивными функциями, даже если человек перед этим сильно устал. То есть уснуть на час раньше, чем он привык ложиться спать, действительно трудно. Это подтверждают и эксперименты. Некоторые школы в порядке эксперимента сдвигали время начала занятий на более позднее. Было показано, что подростки в таких школах вставать стали позже, а вот ложиться позже из-за этого не стали, то есть продолжительность их сна в среднем увеличилась.
Еще один любопытный эксперимент касается вождения автомобиля американскими школьниками (в некоторых случаях в США можно получить водительские права в 14 лет, а 16 – 17 лет водит машину большинство). Среди подростков есть заметный статистический пик, которого нет у всех остальных – они чаще становятся участниками автомобильных аварий в утренние часы. Оказалось, что сдвиг начала занятий в школе на более позднее время снизил число аварий в районе, прилегающем к школе, в то время как во всем городе число аварий за время исследования (довольно продолжительное) выросло.
Естественно, авторы рассмотрели вопрос о влиянии времени начала занятий на успеваемость. Из-за изменений в движении транспорта в Северной Каролине удалось найти похожие школы с началом занятий в разное время. Оказалось, что в школе с более поздним началом занятий дети лучше справлялись с заданиями по математике и чтению в 8 и 10 классах. Похожее исследование удалось провести в Академии ВВС США. Там у студентов индивидуальные расписания, и занятия могут начинаться в разное время от 7:00 до 7:50. Студенты, занятия которых начинались позже, демонстрировали лучшие результаты не только на первом уроке, но и в течение всего дня.
Отдельно хочется отметить, что наибольшей разница в успеваемости оказалась среди хуже успевающих учеников.
Авторы статьи призывают чиновников от образования не следовать слепо стереотипам, а постараться построить учебный процесс под особенности подросткового организма.