Предлагаем вашему вниманию интервью с художником и искусствоведом Сергеем Заграевским, который 5 сентября в проекте «Читальня» выступит с лекцией «Белый камень Москвы».
Лекция состоится в Библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева ( м. Тургеневская, Чистые пруды, Сретенский бульвар, Бобров пер., д. 6, стр. 1). Начало в 19:00.
Вход свободный.
Согласны ли Вы с Проектом развития Москвы, который был утвержден 2 года назад? Отражены ли там все проблемы Москвы?
Основная идея нового Генерального плана развития Москвы плана состоит в том, что выделяются зоны «реорганизации» и «стабилизации». Стабилизация предусмотрена лишь в пределах Бульварного кольца, парков и участков вокруг памятников. Фактически это значит, что на всей остальной территории Москвы городские власти смогут делать все, что угодно. А что именно окажется «угодно» городским властям, предсказать практически невозможно. В целом сегодняшний Генплан выгоден для девелоперов, но не для жителей Москвы.
Еще одна проблема Генплана – недооценка автомобилизации населения. Мы не собираемся приближаться к стандартам транспортно состоятельного устройства города, напротив, уходим от них все дальше. Простой пример: в 1992–2012 годах уровень автомобилизации Москвы рос среднегодовым темпом около 10 %, и сегодня это примерно 350 автомобилей на 1000 жителей. В Генплане предполагается, что к 2025 году будет примерно 380 автомобилей, то есть темпы роста кардинально замедлятся. Но никаких экономических и политических предпосылок к такому замедлению пока что нет.
Перспективные и разумные предложения, учитывающие опыт мегаполисов мира, в Генплане представлены, в основном, в области существенного улучшения общественного транспорта. Впрочем, это уже само по себе большое достижение.
Каковы перспективы исторических площадей Москвы – Лубянской и др.? Сделают ли их пешеходными – или они будут транспортными развязками?
Могу высказать лишь собственное мнение: лишних пешеходных зон в городе не бывает. Чем больше их будет, тем лучше. Все транспортные проблемы, возникающие на подъездах к этим зонам и проезде специального транспорта внутрь них (например, автомобилей, принадлежащих жителям или обслуживающих магазины, скорой помощи и т.п.) с лихвой окупаются комфортом для пешеходов, туристической привлекательностью и улучшенной экологией.
Считаете ли Вы градостроительной удачей строительство Moscow City? В частности, так называемый «Колос»?
Удачей не считаю. О градостроительных ошибках района «Москва-Сити» сейчас можно слышать часто, о них говорил даже мэр Москвы Сергей Собянин, отметивший, что на 300 тысяч рабочих мест в нем предусмотрено всего 30 тысяч парковочных мест, а если туда вдруг приедут 500 тысяч человек, то в центре города образуется «мгновенный коллапс».
Можно выделить и другие ошибки «Сити»:
– неудачный выбор места – слишком близко к центру города, и вследствие этого главная градостроительная задача – разгрузить центр – не выполняется. К тому же выбранное для строительства место очень сложное и дорогое для освоения. До прихода строителей это была промзона, здесь не было ни сетки дорог, ни коммуникаций. В Москве есть площадки, для развития которых потребовалось бы значительно меньше ресурсов;
– слишком большие размеры «Сити». Более 20 небоскребов с сотнями тысяч рабочих мест на небольшом пятачке земли создают сложнейшую транспортную проблему.
К тому же пока что «Сити» очень слабо включен в общегородскую транспортную сеть, в нем мало развит общественный транспорт. Но это, к счастью, дело поправимое.
МАРХИ подписал Болонскую конвенцию Значит, в институте уменьшат число часов, которые посвящены творческим дисциплинам – рисунок и живопись. Не секрет, что западные архитекторы не умеют рисовать – значит ли это, что российские архитекторы разучатся рисовать?
Не следует смешивать понятия рисования и черчения. Первое – творчество, второе – необходимые профессиональные навыки. Для огромного большинства архитекторов рисование – либо давно забытое дело, либо дополнительное увлечение. Поэтому вряд ли необходимо уделять рисованию слишком много времени в институтской программе за счет дисциплин, действительно необходимых архитекторам. А если кто-то по-настоящему захочет научиться рисовать – для этого могут создаваться факультативные курсы.