20 мая 2024, понедельник, 23:37
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Громовые стрелы

Опализованный ростр белемнита под ультрафиолетовым светом
Опализованный ростр белемнита под ультрафиолетовым светом
Wikimedia Commons

Во многих мифологических традициях божество грома и молнии поражает своим оружием противников. При этом случается, что существуют объекты реального мира, которые миф представляет в качестве материального воплощения этого оружия. В славянской традиции такие предметы известны под названием «громовые стрелы».

Реальные объекты, которые назывались «громовыми стрелами», можно разделить на три класса. В первый входят фульгуриты. Они действительно возникают после удара молнии. Оксид кремния, которого много в почве (например, в песке), расплавляется во время попадания молнии, а потом застревает, образуя трубочку, иногда разветвленную. Длина крупных фульгуритов может достигать нескольких метров, обычно же они длиной примерно с палец или чуть больше.

 

Фульгуриты.

Но фульгурит попадается людям редко, поэтому куда чаще в качестве громовых стрел выступали объекты, происхождение которых вообще никак не связано с молниями. Например, второй вид «громовых стрел» представляет собой ничто иное, как наконечники настоящих стрел, только изготовленные людьми каменного века. Они порой попадались людям во время полевых работ, в их форме хорошо узнавался наконечник стрелы, и, чтобы объяснить их происхождение, возникла легенда, связавшая их с молнией.

Неолитический наконечник стрелы (Франция)

В результате каменные наконечники начинали использоваться в качестве амулетов, предохраняющих от поражения молнией, а заодно уж и против других напастей. Их помещали под крышу дома или носили с собой. Иногда вера в их мистическую силу была так велика, что их измельчали и применяли как лекарство.

Вместе с каменными наконечниками стрел иногда находили и каменные топоры. Это не останавливало традицию. Если громовержец может использовать стрелы, то почему бы ему с той же целью не применить и боевой топор.

Одно из самых древних свидетельств о таких амулетах на Руси содержится в «Новгородской кормчей» (1280): стрѣкы и топоры громнии неч(ес)тиваѩ и богомеръзкаѩ вещь. Составители книги угрожают проклятьем людям, которые используют эти стрелы и топоры для лечения болезней или изгнания бесов.

Как знать, возможно, представление о том, что бог-громовержец Тор вооружен молотом Мьёльниром (этимологически слово Mjöllnir родственно русскому молния), возникло у древних скандинавов под влиянием вида каменных топоров. Отметим в качестве аналогии, что у народов Дагестана молния довольно часто называется огненным или дождевым топором, а у жившие в Приморье орочи рассказывали, что каменные топоры, которые иногда находят в корнях вырванных при грозе деревьев, принадлежат духу грома и молнии Агды.

Немного отклонившись от темы, можно вспомнить, что и некоторые другие археологические артефакты в старину воспринимались как природные объекты. Так было с глиняными погребальными урнами, которые использовались жителями центральной Европы раннего железного века. Вплоть до начала XIX века встречалось предположение, что эти урны зарождаются в почве. Петрус Альбинус в 1589 году писал, что в Лужице и Тюрингии в земле растут горшки.

Одним из первых исследователей, кто высказал мысль, что эти стрелы и топоры – орудия  древних людей, еще не знавших металла, был в первой половине XVI века минеролог и врач Михаил Меркати (1541 – 1593), смотритель ботанического сада в Ватикане, собравший в своей коллекции редкостей несколько таких находок. Но труд Меркати Metallotheca, где были высказаны эти идеи, был опубликован лишь в 1717 году.

В XVIII веке ученым Европы стали известны примеры каменных орудий, использовавшихся индейцами Северной Америки. Это стало важным аргументом в пользу того, что и «громовые стрелы» Европы были аналогичного происхождения. Эстерлинг в труде «О погребальных урнах и каменном оружии древних хаттов» писал: «Если найдется кто-нибудь, кто бы вздумал отрицать существование такого орудия у германцев. То пусть он отправится к жителям Луизианы и другим дикарям Северной Америки, которые до сих пор пользуются острыми камнями вместо ножей и оружия». Однако полностью представление о том, что каменные стрелы и топоры – дело человеческих рук, возобладало лишь в XIX веке.

Наконец, третий вид громовых стрел – самый распространенный. Это окаменевшие остатки головоногих моллюсков белемнитов, живших на Земле в мезозойскую эру. Белемниты были похожи на современных кальмаров, но обладали твердой внутренней раковиной, часть которой (ростр) хорошо сохраняется в геологических отложениях. Во многих местностях окаменевшие ростры белемнитов многочисленны, они часто попадались людям и вызвали множество легенд.

 

Белемнит (реконструкция)

В русских говорах они известны под названиями громовая стрела, громовка, громовик, господня стрела, небесна стрела. Украинские и белорусские названия – стрiла, стрела, сербские и хорватские – стрела (strijela), стрелица (strijelica), боснийское – стрелица од грома, болгарское – стрела, божа стрела, македонское – стрелка, словенское – strela, польские – strzała, strzałka, strzałka piorunowa, чешские – hromový men, hromový klín. В белорусских, украинских и польских говорах для обозначения белемнитов встречались слова перун и гром. В некоторых местностях русские считали, что громовые стрелы бывают двух видов: огненные (молнии) и каменные, которые уходят в землю.

Чаще всего белемниты считались орудиями Бога или пророка Ильи, которыми он старается поразить чертей. В Болгарии также была легенда о битвах между драконами – защитниками сёл (они назывались змеj или змев) и небесными драконами (хала), где тоже использовались молнии и каменные стрелы. Обычно считалось, что громовая стрела уходит под землю, а потом постепенно поднимается. Сроки нахождения под землей назывались разные: от 40 дней до 40 лет.

Белемниты часто служили для защиты дома от попадания молнии. Для этого они помещались на чердаке, подоконнике, в красном углу или зарывались под порогом. В XIX веке в Чехии был зафиксирован особый ритуал, в ходе которого из белемнитов создавался амулет, предохраняющий от колдовства и порчи. Для него были нужны семь черных «громовых камней»: шесть маленьких и один длинный. Также надо было набрать земли, взятой там, «куда Божий посланец попал», то есть в месте удара молнии. Землю насыпать до половины необлитого горшка, затем положить туда «громовые камни»: большой в середину, маленькие вокруг. После этого засыпать горшок землей доверху, закрыть необлитой крышкой и закопать под порогом. Только всё это необходимо проделать в тайне, иначе обряд потеряет силу.

Помимо этого белемниты могли служить приносящим счастье талисманом, использоваться для закваски молока, защиты коров от болезней, лечения людей от зубной боли, ожогов, обморожений, ран и даже эпилепсии. Иногда камни зашивали в одежду солдат, отправлявшихся на войну, или детей, которые боялись грома. Порой такие чудесные камни передавались в семьях по наследству. А вот рыбаки считали, что белемнит помеха в их деле. Если он находится в лодке, улова не будет, так как рыба его боится.

 

Ростры белемнитов

Другая группа названий раковин белемнитов связывала их с пальцами. У славян чаще всего они назывались чертовыми пальцами (у русских, украинцев, белорусов, поляков), в Полесье было известно название божый пальчик, аналогично в Польше – boży paluszek. В Саратовской губернии говорили шутов палец, в Астраханской – шутовой палец, в Белгородской – волчий палец, в Серпуховском уезде Московской губернии – дедушкин палец, на Черниговщине – мязинец, в Далмации – kamen svetog Pavla.

В этом случае существовали свои легенды. А. Е. Нелихов в докладе, посвяшенном народным представлениям о рострах белемнитов, приводит предание из Смоленской области. Согласно этому преданию черти ломают пальцы, когда «в полночь бьются между собой на кулачиках». Также он рассказывает об украинской легенде о том, что, когда черти были сброшены с небес, они начали цепляться за облака, и архангел Михаил свои мечом отрубил им пальцы.

Названия, связывающие белемнитов с молнией и/или со стрелами, и соответствующие легенды есть у многих других народов. Это английские thunderbolt ‘громовая стрела’, thunderstone ‘громовой камень’, elf-bolt ‘эльфийская стрела’, немецкие Donnerkeil, Donnerhammer, Donnerstein и даже монгольское цахилгааны сум ‘молнийная стрела’. Китайское название белемнитов цзянь-ши состоит из иероглифов «стрела» 箭 и  «камень» 石.

Ряд названий отсылает к нечистой силе: немецкое Teufelstein ‘чертов камень’, итальянское dita del diavolo ‘палец дьявола’, удмуртские вумурт чиньы ‘пальцы Вумурта (водяного)’, шайтан чиньы ‘чертов палец’. Основное название раковин белемнитов в языке коми – кульчунь «чертов палец». А. Е. Нелихов приводит также названия бесчунь ‘палец беса’ и чудчунь ‘палец чуди’. Словари отмечают также название грекчунь ‘греховный палец’ и гулючунь ‘голубиный палец’.

Про возникновение белемнитов у коми есть легенда, которая в докладе А. Е. Нелихова рассказывается так: «Однажды добрый бог Ён принял образ горшечника, чтобы избавить мир от нечисти. Он сел у дороги, где его увидели черти. Они принялись хвастаться своей силой, раздувались и увеличивались в размерах, но Ён спросил, смогут ли они поместиться в три маленьких горшка? Бесы превратились в мошек и залетели внутрь, а Ён закупорил горшки и стал закапывать в землю. Один из них выскользнул из его рук и разбился. Выскочившие на свободу бесы убегали от Ёна так быстро, что пообломали себе пальцы, которые до сих пор валяются по берегам рек».

Порой белемниты оказываются пальцами не представителей нечистой силы, а вполне положительных персонажей. В некоторых частях Англии используется название «пальцы святого Петра» (St. Peter's fingers).

У скандинавских народов есть не встретившийся в других местах вариант, в котором белемниты оказываются не пальцами, и не стрелами, а свечками: датское и норвежское vættelys ‘свечка троллей’.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.