20 мая 2024, понедельник, 21:06
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 июля 2014, 09:00

От Марокко до Гарднера

Роберт Гарднер
Роберт Гарднер

Кинолекторий Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник» продолжает показы редких и практически незнакомых российским кинозрителям документальных фильмов из фондов фестиваля. Помимо кинокартин на экране, вас ждут встречи с режиссёрами, учёными Института этнологии и антропологии РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова и увлечёнными кинематографом людьми на дискуссионной площадке лектория. «Полит.ру» выступает информационным партнером кинопоказов и лекций.

Встречи традиционно проходят в кинокафе «Звезда» по четвергам, в 20.00, один раз в месяц. Адрес: м. Курская, ул. Земляной Вал, д. 18/22. Стоимость билета: 100 р.

Афиша кинолекций и показов фильмов фестиваля визуальной антропологии (июль - декабрь 2014) 

Прошедшие показы

31 июля 2014

ЖИТЬ С НЕВИДИМКАМИ / КИНОПОКАЗ

Дирк Дюмон / 2003/ 52 мин. 

Эмигрировав в Европу в1960-е– 1970-е гг., марокканцы привезли с собой свою культуру и свои болезни, которые вызывает вселяющийся в тело джинн. В Европе почти во всех семьях из Северной Африки есть кто-то, страдающий от такого расстройства.

 
 

Проявляется оно по-разному (астма, паралич, эпилепсия, бесплодие) и, если его не лечить, вызывает серьезные разрушительные последствия, страдания, аномальное поведение. В фильме мы следим за двумя марокканками – Хиндой и Фатимой, борющимися с невидимыми духами. 

Дирк Дюмон, бельгийский кинодокументалист, работал на бельгийском телеканале, снял около 50 документальных антропологических фильмов, которые демонстрировались на телевидении, в университетах и музеях многих стран мира. 

Приглашенный эксперт: Андрей Гендинович Ли, психиатр, доктор медицинских наук, профессор, Президент Национальной общественной организации «Здоровье».

 28 августа 2014 

 

СОКОЛЬНИЧИЙ / КИНОПОКАЗ

Лю Сянчен / 2009 / 71 мин. 

В сентябре киргизские пастухи на Памире возвращаются на зимние пастбища. Старый сокольничий Хаджи, очень уважаемый местными жителями, выносит орла, которого держал дома более полугода. Его третий сын хочет покинуть отчий дом и перейти в собственный. Согласно местным обычаям Хаджи должен отдать орла сыну. В деревне умирает старый сокольничий. В скором времени в ловушку, расставленную Хаджи в поле, попадается редкий золотой орел.

 
 

Хаджи верит, что это старик принес ему удачу. Он учит сыновей дрессировать орлов. Ко времени переезда третьего сына три орла уже очень хорошо обучены. Старый Хаджи также умирает. Согласно воле отца, сыновья отпускают его любимого орла на волю. 

Лю Сянчен живет в Китае, автор и режиссер многих документальных фильмов. Избранная фильмография: «Племя Солнца» (2000), «Гора и Ведьма» (2002), «Искусство уйгурского мукама в китайском Синцзяне» (2003), «На высоте 5300 метров» (2006).

Приглашенный эксперт: Петр Калмыков, кандидат исторических наук, антрополог, преподаватель Института Конфуция МГУ имени М.В. Ломоносова. 

30 сентября 2014

ПРЕДСКАЗАНИЕ ФЛАЭРТИ: СВОБОДА ВЫШЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / КИНОЛЕКЦИЯ

Для своего первого фильма Роберт Флаэрти не искал тему. Он был уже сложившимся опытным исследователем севера, и хотел рассказать о людях, о которых мало кому было известно, и которыми он восторгался. И все равно ему понадобилось прожить вместе с ними среди снегов Канады несколько лет, чтобы сделать фильм «Нанук с Севера», который не только покорил современников, но и стал вершиной кинематографического мастерства, не поддающейся эрозии времени в отличие от многих других признанных шедевров.

 
 

За свою жизнь Роберт Флаэрти снял всего четыре общеизвестных фильма, но стал знаковой фигурой не только для кинематографистов, но и для антропологов.

Лекцию читает Евгений Васильевич Александров, директор Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник», кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. 

Будет показан фильм Р. Флаэрти «Человек из Арана» (76 мин., 1934). Бурное море и пустынные скалы небольшого ирландского островка Аран. Фильм - повествование о трудных жизненных условиях, суровой природе, и человеке, вынужденном вести непрестанную борьбу за существование. Фильм получил первую премию на Международном кинофестивале в Венеции в 1934 году.

28 октября 2014 

 

ОНИ И Я / КИНОПОКАЗ

Стефан Бpетон / 2001 / 52 мин. 

Режиссер и антрополог Стефан Бретон жил среди водани на Папуа-Новой Гвинее и снял два документальных фильма, в основу которых легли его удивительные приключения. В отличие от других режиссеров-этнографов, Бретон интересовался тем, каким его видят сами водани, а не просто документировал их культуру. Это обеспечивает посыл для «ОНИ И Я», в котором он постепенно выстраивает тесную связь со своими соседями, показывая, что определенные аспекты жизни универсальны независимо от того, являешься ли ты французским кинорежиссером или жителем деревни водани.

 
 

Снятый за кулисами, с точки зрения субъективной камеры, фильм показывает неоднозначные взаимоотношения этнографа с жителями горной деревушки.

Стефан Бретон родился в 1959 г. Этнолог и режиссер-документалист, специалист по Меланезии, он преподает антропологию и режиссуру документального кино в Высшей школе социальных наук в Париже. Изучал Западное Папуа (индонезийская провинция Папуа на острове Новая Гвинея): язык и этнографию водани. Его научные интересы включают колдовство, торговлю, средства денежного обращения, этнолингвистику, тело, сексуальность, а также музеографию, документальное кино и телевидение. Стефан Бретон сам выступает в качестве оператора и звукорежиссера для своих фильмов, которые он снимает в отдаленных уголках мира (в Западном Папуа, Кыргызстане, Нью-Мексико, Непале) – и на соседней парижской улице. Он опубликовал несколько книг: «Гендерный маскарад» (1989), «Неподвижные реки», «Люди, назначенные туманом» (в соавторстве с Жаном-Луи Мотте) (1991).

Приглашенный эксперт: Ольга Юрьевна Артемова, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований ИЭА РАН, заместитель директора Учебно-научного центра Социальной антропологии РГГУ. 

4 декабря 2014

 

РОБЕРТ ГАРДНЕР. ЛЮДИ КАК ПТИЦЫ: ПОЭТИКА АРХАИКИ / КИНОЛЕКЦИЯ 

Роберт Гарднер – антрополог и режиссер-документалист, 40 лет руководил созданным им самим Центром кинематографии Гарвардского университета, автор научных трудов и более 25 фильмов, среди которых получившие мировую известность и ставшие классикой «Мертвые птицы», «Лес блаженства», «Реки песка».

 
 

Его фильмы всегда вызывали жаркие дискуссии среди коллег-антропологов, многие из которых находили, что за визуальной красотой его фильмов теряются важные для науки этнографические детали. Сам же Гарднер в одном из интервью на вопрос: «Кто вы в первую очередь – антрополог или режиссер?» ответил: «Я не отношу себя ни к одной категории, я просто хочу что-то сказать и стараюсь сделать это в визуальной форме». И еще он отчаянно не любил термин «этнографическое кино», считая, что тот предполагает некоторое отличие героев его фильмов от нас. 

Лекцию читает Елена Данилко, исполнительный директор Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник», доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН 

Будет показан фильм Р. Гарднера и Х. Харрис «Нуэры» (73 мин., 1971)

Нуэры называют себя «наас». Только их ближайшие соседи – динка, шиллук и арабы – называют их нуэрами. Большинство иностранцев, тех, с которыми нуэры не воевали и не торговали, они называют «бар», что означает «почти совсем не имеющие скота». Тех иностранцев, которые живут еще дальше, в том числе европейцев, они называют «жур», что означает «совсем не имеющие скота» – самое немыслимое состояние вообще.

Фильм был снят среди восточных джикани, одного из шестнадцати нуэрских племен. Двадцать пять лет назад Э.Э. Эванс-Притчард оценивал общую численность нуэров примерно в четверть миллиона человек. С тех пор эта цифра, несомненно, уменьшилась из-за войн, междоусобных конфликтов, болезней, засухи и отказа от традиционного образа жизни. 

Лекторий создан на волонтёрских началах и открыт для разных форм сотрудничества.

23 декабря 2014 

 

ЖАЖДА ЭКСТАЗА / КИНОПОКАЗ

Жан-Клод Пенра / 1997 / 29 мин.

Пpедставление «зикpа», мусульманского pитуала бpатства Рифайя Дамаска в Сиpии. Помимо сеансов мистического пения, похвал и пpизывов, этот «зикр», пpоходящий по четвеpгам, включает стадии умеpщвления плоти и участие «танцующего деpвиша».

 
 

Жан-Клод Пенpа учился в Соpбонне и в Национальном институте восточных языков и культур в Париже. С 1984 г. он – преподаватель и научный сотрудник Высшей школы социальных наук в Париже. Руководил многочисленными видеографическими записями мусульманских ритуалов в Занзибаре, на Коморских островах и на Ближнем Востоке.

Приглашенный эксперт: Танзила Чабиева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

Начало показов и лекций в 20.00. Стоимость билетов 100 руб. Кинокафе «Звезда» (м. Курская, ул. Земляной вал, д.18/22).

Кинолекторий Московского Международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-Посредник» – совместный проект Института этнологии и антропологии РАН и Центра визуальной антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова. В 2014 году фестиваль продолжает открывать свои фонды для широкого зрителя. На сегодняшний день это более 200 фильмов из разных стран всех континентов мира режиссеров, в числе которых - известные антропологи и документалисты. 

Встречи лектория, начавшиеся в январе 2014 года, - цикл чередующихся кинопросмотров и лекций: двенадцать фильмов и шесть имён, изменивших наше представление о кинематографе и традиционной этнографии в XX веке, от Р. Флаэрти до Р. Гарднера. Каждый фильм сопровождается дискуссией с комментариями приглашённых экспертов: антропологов, этнографов, религиоведов, - научных сотрудников ИЭА РАН, МГУ им. Ломоносова и др. 

Герои фильмов, выбранных к показу в рамках лектория – пастухи и шейхи, чолиты, гаучо, заклинатели духов, дети и старики... Это фильмы о разном и в то же время об одном: о чуде различия и сходства между людьми, об ответственности исследователя (человека, которому другая культура доверила рассказ о себе) и бережности зрителя (человека, которому рассказ доверен). В том, насколько глубоко исследователь с камерой в руках осознаёт свою посредническую роль, основатель фестиваля Е. В. Александров видит главную особенность фильмов, представленных в программе  лектория и фестиваля визуальной антропологии «Камера-Посредник». 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.