21 мая 2024, вторник, 00:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 января 2014, 12:40

Человек – животное сексуальное!

Даймонд Дж. Почему нам так нравится секс: эволюция человеческой сексуальности. - М. АСТ. 2013

ISBN: 978-5-17-079961-9

Название недавно переведенной на русский язык книги американского ученого и популяризатора науки Джареда Даймонда, выпущенной издательством АСТ, состоит из двух частей. Первая – «Почему нам так нравится секс» (Why Is Sex Fun в англоязычном варианте) отражает далеко не все темы, которые рассматриваются в книге. Вторая, после двоеточия – «Эволюция человеческой сексуальности» (The Evolution of Human Sexuality) говорит о содержании гораздо больше.

Но сначала всё-таки о том, почему секс людям нравится. При первом приближении здесь не над чем задумываться. Однако большинство видов животных (кроме, пожалуй, только дельфинов и карликовых шимпанзе - бонобо) занимаются сексом только для продолжения рода. Если бы это было не так, тогда бы не каждый половой акт у таких животных приводил к рождению детей и не был бы связан с овуляцией самок, однако наблюдается как раз обратное (хотя, не сочтите за пропаганду, гомосексуализм, некрофилию и межвидовые половые контакты в мире природы никто не отменял, скажем, не столь давно обнаружено, что «лесбийские» пары распространены среди самок альбатросов). И всё же, по логике вещей выходит, что секс вовсе не должен быть таким привлекательным. Так отчего же тогда люди получают удовольствие от этого процесса и совершенно не обязательно связывают его с деторождением. Нет, конечно, встречаются извращенцы, вроде гениального биолога и статистика Рональда Фишера, который был одержим идеей уникальности собственного современным языком выражаясь генома, но большинство всё же придается сексуальным утехам не ставя себе цели увеличить процент интеллектуалов в следующем поколении землян. И большим, чем у всех других животных, развитием интеллекта или органов чувств, это не объяснишь: множество человекообразных обезьян относятся к сексу точно так же, как бабочки, акулы или кенгуру, то есть исключительно как к оплодотворению.

Постепенно разговор о чистой физиологии перетекает в обсуждение полового поведения. Мы отличаемся от других животных не только тем, что получаем удовольствие от полового акта, который, кстати, склонны производить в уединении, не в полном, разумеется, хотя и такое, чего греха таить, случается. Во всяком случае, присутствие посторонних, не участвующих в акте представителей нашего вида, нас, как правило, не радует. Так вот  мы от других животных отличаемся помимо этого и тем, что,  как правило, моногамны и склонны заводить семьи (в идеале – на несколько лет, а то и на больший срок), где заботу о детях вполне может проявлять не только женщина, но и мужчина.

«Прямохождение, большой мозг и особое сексуальное поведение - вот главные отличия предков человека от предков человекообразных обезьян».

Согласитесь, далеко не все воспринимают перечисленные выше особенности полового поведения как нечто необычное. А пожалуй, стоило бы, ведь они не так часты, как кажется, и то, что автор нам об этом напоминает, несомненно поставим ему в плюс.

Из особенностей физиологии человека Даймонд упоминает: менопаузу у женщин, отсутствие возможности лактации у мужчин, большой, даже избыточный (по сравнению с близкородственными видами) размер полового члена у последних (самке гориллы размер даже самого крошечного  пениса взрослого хомо сапиенса показался бы огромным, просто кинг-конговских каких-то размеров). Наконец, Даймонд пишет о невозможность понять по внешнему виду женщины, есть ли у неё в данный момент овуляция или нет.

Еще одна нетривиальная идея заключается в том, что и моногамия, и скрытая овуляция, и создание семьи – вещи друг с другом неразрывно связанные и могущие кое-что рассказать об эволюции рода (да и вида) человеческого. Вкратце суть такова. Мужчины благодаря тому, что могут производить большое количество сперматозоидов и не обременены вынашиванием детенышей, могли бы каждый раз заниматься сексом с новой партнершей. Но первобытному мужчине в силу “профессии” охотника приходится подолгу находиться вне места поселения, и за его отсутствие тех же женщин, которых оплодотворял и он, вполне мог “навестить” кто-то другой. Посему кто из предполагаемых детей действительно является ребенком упомянутого мужчины, определить невозможно. Из-за этого получается более выгодным вступать в брачные отношения только с одной женщиной, при условии того, что и она не будет “ходить налево” (ну, почти не будет). Со своей стороны женщина дополнительно, хоть и бессознательно, пытается удержать партнера тем, что “скрывает” проявления овуляции и готова к сексу всё время, а не только в периоды фертильности, в отличие от самок большинства других видов, и внешне будто бы всегда способна зачать ребёнка. Но готовность к половым актам в ущерб себе расточительна и психологически, и физиологически, поэтому в качестве компенсации люди “получили” удовольствие от секса.

Впрочем, объяснение выше - ответ на вопрос, поставленный в первой части названия, - занимает буквально одну главу и так не самой объемной (256 страниц, сравним, например, с Марковскими «Рождением сложности» и «Эволюцией человека») книги. Остальной текст посвящен многообразию вариантов полового (и не только) поведения у различных животных, а также в некоторых традиционных человеческих сообществах. Широта кругозора автора и разнообразие научных тем, которые его интересуют (Джаред Даймонд – физиолог, эколог, географ и орнитолог) играет свою роль: повествование о далеких друг от друга вещах логично, связно и профессионально.

Пересказ нескольких эволюционных теорий Даймонд проводит легко, и тут надо отдать честь и автору, и переводчику книги на русский язык. Однако «Эволюция человеческой сексуальности» – не единственная книга такой тематики, переведенная на русский язык, и далеко не самая новая: первое англоязычное издание Why Is Sex Fun... вышло в 1997 году, и наука с тех пор не стояла на месте. Люди, читавшие вышедшую двумя годами раньше книгу Мэтта Ридли «Секс и эволюция человеческой природы», уже знакомы с некоторыми идеями, которые присутствуют и в «Эволюции человеческой сексуальности», хотя оригинал книги Ридли и был написан четырьмя годами позже оригинала книги Даймонда. Работа другого американского популяризатора, Джеффри Миллера, The Mating Mind: How Sexual Choice Shaped the Evolution of Human Nature, (впервые издана в 2001 году) пока не переведенная на русский язык, гораздо более “эволюционна”, рассматривает не столько особенности полового поведения людей, сколько половой отбор в принципе, и гораздо более бедна идеями, чем книга Джареда Даймонда, при вдвое большем объеме текста.

В заключение стоит сказать, что «Почему нам так нравится секс» – книга, которая однозначно подойдет в качестве расслабляющего чтения любителям научно-популярной литературы о биологии, психологии, антропологии и теории эволюции. Возможно, она не в таком изобилии, как упомянутая «Эволюция человека», описывает разнообразные эксперименты и теории, но юмор, факты и нетривиальные аналогии делают книгу весьма привлекательной.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.