20 мая 2024, понедельник, 23:49
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 декабря 2013, 11:41

Как страны ОЭСР стимулируют спрос на инновационную продукцию

Страны OECD
Страны OECD
Wikimedia Commons
 
Интеллектуальный партнер проекта

Продолжаем цикл материалов, посвященных реализации модели стимулирования спроса на инновации. В этом тексте эксперт в области стратегического и инвестиционного менеджмента Микаэл Горский приводит примеры реализации DDI модели в различных странах. 

Активность различных стран ОЭСР (OECD) в части внедрения инструментов поддержки спроса на инновации различна: 

Приоритет по 10-балльной шкале

Страна

Высокий (8)

Финляндия, Испания

Средне-высокий (6-7)

Австрия, Корея, Япония, Норвегия, Словения

Средний (4-5)

Канада, Германия, Венгрия, Нидерланды, Швеция

Низкий (1-3)

Дания, Франция, Израиль, Новая Зеландия, США

 Австралия

 
Микаэл Горский

В середине 2000-х годов создан правительственный инновационный фонд «зеленого» автомобилестроения (Green Car). Фонд создан для поддержки проведения и коммерциализации исследований в области экологически нейтральных («зеленых») пассажирских автомобилей.

Принципиальная позиция фонда – технологическая нейтральность: финансирование получают все виды технологий, относящиеся к целям программы. Такой подход позволяет осуществлять максимально широкое стимулирование инноваций. Со-финансирование грантов со стороны индустриальных игроков является эффективным способом поддержания единства в развитии отраслевых технологий в отрасли, подверженной глобальным вызовам.

Примерно в то же время была запущена и программа «климатической готовности» -- поддержка малых и средних предприятий (МСП) в развитии «зеленых» технологий в рамках исследований или тестовых выпусков продукции (proof of concept) и на ранней стадии коммерциализации. В программе использован гибридный инструментарий поддержки, сочетающий грантовое финансирование и призы победителям объявляемых конкурсов в области исследований проблем изменения климата.

Бельгия

Разработан и внедряется «План государственных закупок инноваций для Фландрии», в рамках которого правительственные структуры проводят закупку результатов пилотных (докоммерческих) исследований, выполняемых частными компаниями и лабораториями/институтами. Горизонтальная интеграция закупаемых технологий помогает Правительству идентифицировать общественный спрос и формировать потребность в закупках, расширяя государственную программу закупки инновационных товаров у частных компаний.

Применяемый в рамках реализации «Плана…» механизм «инновационных платформ» способствует активному общению заинтересованных сторон и развитию обмена информацией между представителями спроса и предложения в процессе принятия решений, консультаций и технического диалога. Процедуры закупки пилотных (докоммерческих) исследований должны учитывать правовые обязательства, связанные с контрактами, и быть открытыми и прозрачными для того, чтобы носить недискриминационный характер.

Великобритания

В 2007 году была реализована программа государственной поддержки разработки стандартов в области биометрии. Несмотря на то, что формирование отраслевых стандартов является в Великобритании исключительно частной (рыночной) деятельностью, активное вовлечение правительства в процесс стандартизации обеспечило единый подход в рамках всех правительственных организаций. Усилия правительства в области стандартизации биометрии сыграли значительную роль в создании и развитии новых технологий. Важным акцентом в проекте стало обеспечение доступа МСП к процессу стандартизации как способу передачи и распространения знаний.

Дания

Датская программа поддержки инноваций, управляемых потребителем. Суть программы – предоставление грантов на развитие взаимодействия инновационных компаний с пользователями инновационных товаров. Опыт реализации программы показал, что выявление потребностей пользователей занимает много времени и не автоматически следует за инноваций. Главная сложность, испытываемая инновационными компаниями, - недостаточное вовлечение высшего руководства и недостаток сотрудничества между различными бизнес-единицами.

Корея

Государственная программа «гарантий новых технологий» - стратегическая политика в области закупок инновационной продукции: государственные учреждения должны отдавать предпочтение закупкам товаров и услуг малых и средних предприятий, обладающих правительственными гарантиями новых технологий.

Гарантии предоставляются тем предприятиям, которые получают государственное финансирование на проведение технологических исследований и разработок. Используемая система обязательной связи поддержки исследований и последующей закупки продукции, полученной в результате таких исследований, демонстрирует значительно более высокую эффективность по сравнению с необязательными рекомендациями. В рамках реализации политики в области закупок инновационной продукции создана система страхования качества и реализован принцип «иммунитета» закупщиков для того, чтобы побудить закупщиков производить закупки инновационной продукции. В процессе реализации стратегической политики в области закупок инновационной продукции определены главные барьеры для расширения закупок инновационной продукции: сложность проверки качества и трудность в ремонте и техническом обслуживании инновационной продукции. Для преодоления отмеченных барьеров внедрена система сертификации, а также система государственного страхования качества/эффективности закупаемых решений.

Финляндия

Подразделения центрального или местного правительства может подавать заявки на финансирование (получение грантов) на разработку и внедрение закупочных процедур по закупке инновационной продукции или услуг. Программа грантовой поддержки закупочных процедур инновационной продукции рассматривается как эффективный инструмент для поиска новых инновационных решений с перенесением акцента на затраты на эксплуатацию в течение жизненного цикла изделий, а не на краткосрочную затрату на первоначальную закупку. Реализация программы показала, что поощрение инноваций через государственные закупки требует решения ряда проблем, которые не могут быть решены исключительно за счет инструментов финансирования (например, отсутствие долгосрочного планирования, нехватка ресурсов, риск неблагоприятных культуры).

Франция

Облегчение доступа инновационных малых и средних предприятий (МСП) к государственным закупкам. Льготный режим для инновационных малых и средних предприятий: 15% малых технологических контрактов зарезервированы для инновационных МСП в течение трех лет.

Одной из основных сложностей в реализации программы стала необходимость защиты конкуренции. Большая часть работы Министерства экономики по реализации программы заключалась в организации диалога между теми, кто отвечает за проведение государственных закупок и теми, кто отвечает за инновационное развитие. Результатом программы является сближение инновационной политики и стратегии закупок и повышение внимания к инновационным МСП.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.