20 мая 2024, понедельник, 23:13
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Где живут инновации

«Композиция IV», Василий Кандинский
«Композиция IV», Василий Кандинский
 
Интеллектуальный партнер проекта

Об инновациях в окуржающем нас мире, умных городах и больших данных из науки, рассказывает известный специалист в области сбора и обработки данных Иван Бегтин, глава неправительственного партнерства «Инфокультура».

Инновации обычно возникают при появлении новых технологий, которые зависят от развития науки и техники, или когда старые технологии становятся паритетными в связи с изменением среды, технологической, социальной и любой другой.

Навскидку можно выделить три связанных направления:  первое – большие данные, второе – инновации в сфере потребления, третье – применение междисциплинарных исследований.

 
Иван Бегтин

В моей сфере одна из ключевых тем – это большие данные. Общий смысл в том, что огромное количество информации накапливается в самых разных формах и когда есть задача обработать  эти большие объемы, можно строить новые технологии: технологии больших данных, технологии извлечения информации, технологии управления.

Чаще всего большие данные идут из науки, и люди в большие данные идут из науки. Используемые в бизнесе технологии, как правило, тоже приходят из научной среды, из фундаментальных и прикладных исследований. Это только у нас компании существуют внутри себя, в большинстве же стран у каждой есть кафедры при университетах.

Самый известный пример  – метеоданные:  чтобы построить метеокарту местности, нужно обработать колоссальные объемы данных. Далее, экономическое моделирование – берем, к примеру, демографическую ситуацию сейчас и моделируем ее на ближайшие 20 лет. Это не даст полной картины, но у нас будет несколько сценариев развития. Все это требует огромных расчетов. Биоинформатика, расчеты геномов, ядерная физика строятся на огромном количестве расчетов.

Кроме того, есть исследования,  в которых люди анализируют вероятность катастрофы по твиттам: отслеживают  увеличение количества твиттов из определенного места,  их содержание,  проводят семантический анализ. Все это делается для оптимизации реагирования на катастрофы. Так делают в Америке, Европе, Японии. Твиттер – это пример использования социальных сетей реального времени. Это инновация применения технологий в изменившейся социальной среде. Инновации не всегда коммерциализированы, зачастую они имеет общественно-социальное применение.

Второе направление – технологии извлечение информации  – как самыми разными способами извлечь информацию о людях. Для того,  чтобы показать релевантную рекламу, исследователи обрабатывают огромные объемы данных, занимаются профилированием пользователя, чтобы понять, что ему показать. Это, по сути, тоже одно из применений больших данных – анализ покупателей, то, чем занимается Wal-Mart, Google, Yahoo, Microsoft  и другие компании.

Например, как составить профиль покупателя, если у него есть телефон. Есть определенные шаблоны поведения: как человек выбирает и использует  программы, а есть бизнес, который ставит программы, «сидящие» на заднем фоне и наблюдающие, как ты это делаешь, после чего составляют профиль покупателя.

В свое время один прибалт (Илья Лаурс – "Полит.ру") придумал программу, в которой в бесплатном режиме ты можешь попробовать много разных приложений – GetJar. Ты помогаешь разработчикам, пользуясь новинками, а программа параллельно анализирует твою активность и сообщает результат разработчикам – покупает ли человек приложения, совершает ли покупки в интернете, смотрит ли рекламу.

Третье направление в инновациях возникает в междисциплинарной сфере. Совсем очевидные –на стыке социологии, больших данных, компьютеров, технических возможностей. Социология пользования мобильными устройствами, изучающая шаблоны принятия решений и поведения имеет прямую коммерческую ценность. Точно также как социология с рекламным рынком, по анализу того, что происходит в жизни, моделирует поведение покупателя и позволяет разработать стратегии продвижения продукта.

Есть такой сервис – «Кнопка жизни», социальное предпринимательство. Пожилому человеку дается брелок с вдавленной (случайно не нажмешь) кнопкой, он вешается на шею. Эта кнопка – сигнал бедствия, SOS. При нажатии кнопки сигнал отправляется в службу спасения скорой помощи. Так решается проблема того, что люди, в том числе пожилые, часто падают. Это пример инноваций в персонализации услуг и потребностей – на стыке технологии и социологии.

Есть другое направление – «умные» города, дома, все smart, даже smart government (умное правительство). Это, как правило, очень технологическая попытка реализовать управление той или иной средой.

Если говорить про дом - это удобное управление домом. Например, когда человек находится перед телевизором и имеет один пульт управления всем. Сейчас это переходит к тому, что все устройства подключены через интернет. Например, есть очень популярное американское устройство baby-sitter, которое напевает ребенку песенки, позволяет родителям удаленно коммуницировать с ребенком.

Одна из возможностей «умных» городов (smart city)– индикативность . Когда ты приезжаешь в умный город и собираешься в кафе, ты заранее знаешь, есть там места или нет . Когда стоишь на остановке, точно знаешь, сколько ждать троллейбуса. У нас были подобные табло, но эффективней делать приложения для мобильных телефонов. А для этого непосредственно городу не надо ничего делать.

Глобальная концепция smart city у нас слабая. Вот в Нью-Йорке городские власти оборудовали все подчиненные им городские здания электросчетчиками и в реальном времени транслируют в интернет энергопотребление. Таким образом, можно отслеживать потребление энергии, всплески и т.д. и по этим показаниям понимать, как повышать эффективность , например, через использование специальных аккумуляторов, которые ночью запасают электричество, а днем отдают, или правильным образом остеклить  здание с целью энергосбережения. Такого довольно много.

В России та часть инноваций, которая завязана на чиновниках и государстве движется очень тяжело. Как недавно правильно говорил Шувалов, до тех пор, пока в России куча нефтяных денег, модель государственной инноватики невозможна. Единственный вариант – когда все затягивают пояса, идет жесткое недофинансирование и другого варианта кроме как снижение издержек – нет. В Европе значительная часть инноваций идет от бедности. В Европе, когда у городов не хватает денег, они начинают урезать бюджет, в России, когда у городов нет денег, они начинают просить у государства, вернее, у них всегда нет денег, и они всегда получают деньги у государства.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.