20 мая 2024, понедельник, 23:32
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 июля 2013, 07:25

Как измерить интеллект

Photograph by Olaf Otto Becker
Photograph by Olaf Otto Becker

Заведующий лабораторией Психологии и психофизиологии творчества ИП РАН, чл. – корр. РАН  Дмитрий Ушаков рассказал корреспонденту Pro Science о психологии творчества, влиянии социально-психологических свойств личности на  её конкурентоспособность и о моделях А. Пуанкаре.

Как и когда возникли тесты интеллекта?

Первый тест интеллекта был создан французами А. Бине и Т. Симоном в 1904 г.  Потом он «перескочил» за океан. В Стенфорде придумали тест Стенфорд- Бине (его автором был американский психолог Термен). Это было задание от Министерства образования Франции: Бине и Симона просили создать инструмент, чтобы дифференцировать индивидуальные различия школьников и понять, почему кто-то плохо успевает. Термен применил это к проблематике одаренности, осуществил знаменитый лонгитюд – исследование, которое проводится в течение многих лет. Они протестировали примерно 150 тысяч американских школьников, отобрали из них примерно полторы тысячи (одного из ста) – наиболее способных, с наиболее высокими показателями по этому тесту - и отследили на протяжении длительного периода. Когда сам Термен умер, отслеживанием занималась его ученица – Катрин Кокс.

Их исследование впервые показало значимость интеллекта в жизни. Затем этот вопрос многократно изучался. Из известных на сегодняшний день психологических свойств личности  интеллект оказывается наиболее значимым предиктором достижений.

Однако связь интеллекта и достижений опосредована тем, как устроена жизнь.  У Конфуция было такое высказывание:  в правильно организованном обществе стыдно быть бедным, а в неправильно – богатым.  Можно перефразировать это для интеллекта: в правильно организованном обществе выгодно быть интеллектуальным, в неправильно - невыгодно. Возьмем Политбюро советских времен - это пример обратной селекции по интеллекту:  люди, которые могли составить конкуренцию,  туда не допускались.

Cвязь интеллекта политиков и их достижений на данных по Америке (про российских политиков никто такого не делал) – это перевернутая буква U. Есть оптимум интеллекта, при котором достижения политика максимальны. Этот оптимум несколько выше среднего интеллекта той группы, на которую он работает. Если интеллект слишком низок – он не может понимать ситуацию и вести себя адекватно, если слишком высок – он становится непонятен этой группе. Это, кстати, и одна из проблем одаренных детей – со сверстниками им не интересно, поскольку слишком большая разница в умственном возрасте.

В некоторых областях, особенно связанных с человеческим общением, существует оптимум интеллекта.  Для других областей - например, науки - нужен максимум.

При этом связь интеллекта с достижениями довольно своеобразна. При низком интеллекте достижения невелики, а при высоком интеллекте они могут быть как большими, так и маленькими.

Такое распределение может быть объяснено так: интеллект является необходимым, но не достаточным условием высоких достижений. Помимо него нужны мотивация, волевые, личностные качества и т.д.. Существует ряд других характеристик, которые позволяют (или не позволяют) интеллекту проявляться в высоких достижениях.

Практика работы с одаренными детьми - показывает ли она, что зачастую людям с потенциалом нужно помогать для того, чтобы они смогли реализовать себя в достижениях?

 
Cellarius_Harmonia_Macrocosmica / Corporum Coelestium Magnitudines

Да! Но давайте будем различать интеллект и креативность, т.е. творческие способности: эти качества не одно и то же. Например, проблема употребления наркотиков, алкогализации связана в определенных случаях с креативностью, но не с интеллектом.

Для интеллектуальных людей характерна меньшая зависимость от наркотиков и алкоголя. Это не значит, что высокоинтеллектуальные люди употребляют алкоголь меньше, но они имеют в среднем несколько меньше связанных с этим проблем, чем низкоинтеллектуальные.

Все же есть другие беспокоящие стороны высокого интеллекта. Например, интеллект отрицательно коррелирует с фертильностью. Другими словами, у высокоинтеллектуальных людей рождается в среднем меньше детей. Но интеллект –  в значительной мере генетически обусловленное качество. В этой связи ряд западных авторов высказывают предположение, что происходит дисгеника – ухудшение генетического фонда в плане интеллекта.

Однако на протяжении последнего века наблюдался рост интеллекта. Тест на интеллект существует уже более 100 лет, в течение большого промежутка времени  проводилось тестирование целых популяций. В результате было показано, что за XX в. интеллект людей существенно вырос. С чем это связано, не очень понятно. Первая идея – образование. Но, видимо, дело не в образовании, т.к. прирост интеллекта еще не получивших образования шестилетних детей ничуть ни меньше, чем у взрослых.  Это большая загадка, которую не удается объяснить ни телевизором, ни компьютером, от которого, скорее, интеллект понижается.

Этот «прирост» касается всех стран, или речь идет о западном мире?

Более или менее всех стран. Если взять нашу страну, то в 1936 г. вышло постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», запретившее любые тесты. До 70-х годов у нас ничего не было. Поэтому систематических сравнений по России провести нельзя. Но как тогда показатели Советского Союза примерно соответствовали Европе, Северной Америке, они и сейчас плюс-минус соответствуют. То есть в этих странах происходило примерно то же самое. Но, например, большой скачок произошел в Японии после войны. В Юго-Восточной Азии самый высокий интеллект в мире: в Японии, Тайване, Китае, Гонконге, Корее, Сингапуре. Сразу после войны японские и американские дети имели одинаковые показатели интеллекта. Потом японцы ушли вперед.

На детях удобнее проводить исследования?  

Не обязательно. На детях тест проводится в школах, взрослых сложнее собрать.

Почему произошел прирост интеллекта, не очень ясно. Есть одиозная теория американца Сторфера – ламаркистская, что происходит наследование благоприобретенных признаков, поскольку людям приходиться часто работать головой.  При этом папа может передать, а мама не может передать благоприобретенные признаки детям, которые становятся умнее.  Это обосновывается тем, что есть положительная корреляция интеллекта ребенка с возрастом родителей. Чем старше родители – тем более умные дети. Что, однако, находится в противоположных отношениях с  тенденцией более высокого интеллекта у первенцев в семье.

Высокий уровень интеллекта является основанием для того, что человек по-другому организует свою жизнь. В частности, опасность криминализации, асоциального поведения и прочего для людей с высоким интеллектом ниже. Но если взять креативность, с ней другая история.

Известно, что креативность связана с дефокусировкой внимания. Креативность в психологии определяется через нахождение оригинальных, нестандартных решений, и у них больше шансов появиться в тех случаях, когда человек не узко направлен на предмет, а смотрит дефокусированным взором, вплоть до дефокусировки перцептивного внимания (зрительного).

Поскольку креативность предполагает дефокусировку внимания, считается, что новые идеи появляются в состоянии рассеяния и редко приходят за письменным столом.

Есть замечательное описание, которое оставил один из величайших математиков  Анри Пуанкаре. Он прочитал лекцию во Французском обществе психологов о том, как он творит. История такая: у него есть сложная проблема, он ее формулирует, садится за рабочий стол и начинает решать. Если она очень сложная, он,  раздосадованный, перестаёт ей заниматься и переходит на что-то другое. Самый известный пример, когда он, прервав математические занятия, уехал в Бретань. Он садился в омнибус  (автобус, запряженный лошадьми)  - и, когда он поставил ногу на подножку, к нему пришло решение, в этот момент он разговаривал. Он продолжил разговор, а приехав домой, сел за стол и записал решение.

Пуанкаре не только описал феноменологию процесса, но и придумал квазифизическую модель для  его объяснения. Это модель идеального газа.  Представим себе, что мысль - это соединение нескольких понятий. Представим психику в виде сосуда, заполненного газом.  Молекулы этого газа – понятия, которые исходно прилеплены к стенкам сосуда. Сознание должно оторвать от стенок сосуда некоторые понятия - те, что имеют отношение к нашей проблеме, - и запустить их. Понятия летают и сталкиваются между собой в определенных последовательностях. Большая часть этих комбинаций бессмысленна, человек их просто не замечает, они не доходят до уровня сознания. Некоторые комбинации (констелляции) оказываются красивыми. И сознание, говорит Пуанкаре, выхватывает красивые констелляции.

Вспоминается одно высказывание Пуанкаре, в котором он проводит прямую связь познания с эстетизацией…

В детстве он считался литературно одаренным ребенком. В очках. С большой головой. Считается, что миопия коррелирует с интеллектом. Писал стихи. Потом с какого-то времени увлекся математикой. Кстати, он в детстве очень тяжело переболел дизентерией, после чего у него возникла синестезия. У него у самого были развитые эстетические вкусы.

Возвращаясь к модели возникновения идеи. Функция сознания в двух вещах: во-первых, оторвать нужные понятия; во-вторых, уловить красивую констелляцию. Остальное происходит бессознательно. В творчестве большой бессознательный компонент.

В этом плане интроспекция достаточно общая для ученых. Я помню, у нас в институте выступал акад. Раушенбах. Он, очевидно, не читал эту статью Пуанкаре, но рассказывал про себя то же самое (только без модели) – о невозможности нахождения решений за письменным столом и о том, как они приходят в неожиданный момент.

Если мы берем людей искусства, то там другое. Там муза, вдохновение. У Бродского, например, в нобелевской лекции – язык. Поэт, начиная писать стихотворение, не знает, чем оно закончится, и бывает поражен тем, что получилось лучше, чем он ожидал. Происходит ускорение сознания и мышления, это приносит невероятное наслаждение, и человек попадает в зависимость от языка. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, заключает Бродский, - и называется поэтом.

Получается, существует некоторая бессознательная инстанция, которую человек отделяет от себя. Как у Ахматовой: Ты ль Данту диктовала Страницы «Ада»? - Отвечает: «Я»!

Происходит субстантивация агента, который творит.

При этом вырисовывается любопытный парадокс. Сознание сопутствует высшим психическим функциям - возникает на уровне сложного поведения. При этом на самой вершине поведения, в творчестве – опять бессознательное. Почему?  Дело в том, что сознание связано с упорядоченным функционированием психического механизма. У Шредингера есть противопоставление облаков и часов. Природные системы нашего мира, которые максимально упорядочены и существуют по определенным законам, – это часы, а облака – это во многом хаос, их поведение трудно предсказать.

Его книга начинается с вопроса, почему атомы так малы.  Атомы - это квантовые закономерности, где нет часов. А если живые существа – часы, то они должны быть относительно велики, находиться на более высоких уровнях организации сложности. И тогда не атомы так малы, а мывелики относительно атомов.  Живые существа – часы.

«Мы потребляем с пищей энергию? - говорит Шредингер. - Нет,  мы потребляем порядок - информацию!»  Жизнь - это то, что извлекает порядок. Но творчества нет, если мы извлекаем порядок из порядка.

Извлекаем порядок из хаоса?

Да, мы должны прикоснуться к хаосу и упорядочить хаос. У Пуанкаре, например, - через эстетику, через красивое. Такого рода модели творчества в психологии называются дарвиновскими, потому что дарвиновская теория эволюции предполагает, что нечто новое, более сложная форма не может возникнуть из предыдущей по механизму «часов». Она развивается с участием хаоса, через мутации.

Можно обсуждать – справедливы или нет дарвиновские модели… В последнее время этот вопрос сильно меня занимает. Я вижу возможность альтернативного осмысления всего связанного с бессознательным. Это не  полная отмена дарвиновской теории, а перенесение ее с индивидуального уровня на коллективный.

Человек – творец не сам по себе, а творец в той степени, в которой он включен в культуру и в сообщество людей. Например, у некоторых поэтов есть ощущения этого. Скажем, Блок, который говорит: поэты, всем сердцем, всей душой слушайте музыку революции. Что такое музыка революции? Вокруг нас происходят какие-то процессы, которые на самом деле гармоничны. В том, что произведено человечеством, но не осознано им, поэт должен уловить этот порядок. Творческий человек этот порядок слышит, творец – это чувствительное существо. У  Пушкина:

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход...

Это альтернативная концепция творчества – творец улавливает порядок, который в ходе развития культуры уже сложился, но еще никем не осознан. Сейчас мне интересно эмпирически, в психологическом эксперименте  определить,  какая из теорий работает.

Когда мы говорим о творчестве и интеллекте, то это несколько разные сферы, хотя и тесно пересекающиеся. Проблематика наркотиков, алкоголя, безумия возникает в сфере творчества, не интеллекта. В дарвиновской теории, если творчество – это прикосновение к хаосу, то если «коснуться» слишком глубоко, то это безумие.

Хаос затягивает!  Расскажите о переходе к безумию, о связи творчества и безумия.

На эту тему есть много исследований. Классической стала книга Ломброзо – «Гений и помешательство». Там длинный список сумасшедших гениев - начиная от Ньютона, Ван Гога и т.д. Но у Ломброзо все крайне неточно. Во-первых, если есть экспериментальная группа, где он смотрит - сколько гениальных, а сколько помешанных, то плюс к этому должна быть и контрольная – сколько там помешанных, это надо сравнивать. Во-вторых, сумасшедшие есть везде. Если мы берем историческую ретроспекцию, то понять, сумасшедший ли человек или нет, – весьма трудно. Если больной Лютер видит черта на водосточной трубе - то он сумасшедший? Скорее всего – нет, в те времена это было по-другому.

Сейчас есть более тонкие методы, есть исследования единичных случаев (case-study). Мне попадалась статья о поэтессе Эмили Дикинсон. Она страдала маниакально-депрессивным психозом (МДП). В статье фиксировались все её маниакальные периоды и оценивалось, в какое время и что она писала.

Если первые исследования связывали гениальность в основном с шизофренией, то более поздние - с  МДП. Но идея заключается в том, что когда человек совсем сходит с ума, он перестает творить. Творец находится в творческом состоянии, пока он не стал сумасшедшим. Когда он на пороге – он может творить, но когда он свалился – то всё…

Эта тема достаточно непонятна. Например, шизофреники по типу ассоциирования близки к математически одаренным людям. Отдаленные ассоциации – это, с одной стороны, – симптом креативности, с другой стороны –шизофрения. Разница только в осмысленности.  Эта грань отличает одно от другого.     

Как связаны креативность и инновационность?

Психология кретивности и инновационности - не одно и то же. Креатив может что-то создать и не внедрять, а инновационность предполагает внедрение – это отличие по определению.

Инновационность в основном исследуется на Западе.  И я не думаю, что проблема нашей экономики – в отсутствии инновационности как индивидуального психологического качества населения.  Если мы посмотрим на нашу жизнь за последние 20 лет, она кардинально изменилась. Люди к этому приспособились: раньше никто не думал о налогах, а теперь существуют тысячи способов ухода от них.

Люди в России очень инновационны, но проблема в том, что их инновационная энергия вложена не туда. Для того чтобы люди были инновационны  в профессиональной сфере, в экономике,  нужно сделать их жизнь обеспеченной и скучной. Тогда возникает поиск ощущений (sensation seeking), и человек ищет способы реализовать свою инновационность в других сферах, в работе. Если вся жизнь полна инновационности, то на работе силы остаются для рутины.

Мы должны понимать, что это влечет за собой определенный выбор карьеры, который приносил бы больше, причем  не только в смысле денег, а и в плане удовлетворенности от работы, чем альтернативные карьеры.  Если мы посмотрим на ценности, то ценности мастерства, компетентности, способности создавать новое, быть на высоком уровне профессионализма  в обществе поддерживаются гораздо меньше, чем ценности высокого социального положения и финансовой обеспеченности.

Так было всегда?

Нет. Например, ценность финансовой обеспеченности в советское время была минимальна. Но была ценность социальной карьеры, связей. И ценность мастерства все же была, потому что Королев - или Курчатов, или Рихтер, профессионалы высокого уровня, на социальной лестнице находились очень высоко. Сейчас на социальной лестнице высоко находятся люди по принципу социального капитала, финансовых способностей, достижений и т.д.

Склонность к креативности - способность находить неожиданные решения - можно повышать. С помощью тренингов znauvse.com можно повысить склонность принимать инновации, проводить их, но только если для этого есть место в обществе, если это востребовано. Поэтому чтобы люди проявляли свою инновационность в экономике, нужно, чтобы их психологическое качество инновационности было канализировано и вознаграждаемо обществом. Это тоже психологическая проблема, но не психологии креативности, а психологии менталитета.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.