20 мая 2024, понедельник, 21:06
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Юрий Григорян

Как устроена Москва

Ландшафт Москвы. Преддипломное исследование «Старая Москва. Инвентаризация 2011», МАРХИ, осень 2011
Ландшафт Москвы. Преддипломное исследование «Старая Москва. Инвентаризация 2011», МАРХИ, осень 2011

На организованной «Полит.ру» публичной лекции «Роль городских сообществ в создании культурной среды» архитектор, руководитель архитектурного бюро «Меганом» Юрий Григорян рассказал, как именно устроен главный мегаполис России, так и не ставший, из-за своего устройства, обычным европейским городом. Даже несмотря на то, что в его строении нельзя найти «ошибку в планировке».

Проекты жилых домов 1917-2011 гг.

«Москва устроена достаточно простым образом. В ней есть «косточка», очень маленькая – примерно 5% площади. Это исторический город. Он за последние сто лет оказался достаточно сильно разрушен, но от него кое-что осталось – примерно 40-45%. Имеется в виду не в структуре, а в количестве зданий. Это то, что находится в пределах Коллежского вала и, в большей степени, в пределах Бульварного кольца. И еще немного между Бульварным и Садовым кольцом. За ним существует пространство в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК) – это сталинский генплан. Вместе с 5% исторического города – это 20% территории. И остальные 80% территории – это окраины. И там нет никаких ошибок».

Окраины образовались как раз благодаря МКАД, которая была построена как стратегическая военная дорога. Построена она была после Второй мировой, поскольку, как показала война, – через центр слишком медленно перебрасывать технику, в частности артиллерию, зенитные установки для обороны города. Построена эта «оборонная» дорога была в лесу. И, когда вокруг МКАД стали пристраиваться рабочие микрорайоны, образуя нынешнюю промзону, то генсек Никита Хрущев в начале 60-х расширил административную границу до этой военной дороги.

Территория между третьим кольцом и границей города

«И город тогда приобрел нынешние границы и нынешнюю форму. Он стал круглым. Больше не существует круглых городов в мире. Москва – единственный», - рассказал Григорян.

Пространство же между Третьим кольцом и МКАД заполнилось микрорайонами, которые по-другому никак и не должны были быть спроектированы, поскольку все пространство – не только между домами, но и даже сами квартиры, согласно идеологии Советов – было общественным.

«В самой же «косточке» 20% площади – дороги. Старый город [когда он только строился] надо было поделить по сетке и раздать [владельцам] по принципу – «это твое, а это твое». И было правило, так называемое «правило брэндмауэра», которое до сих пор действует. Это когда на чужой участок нельзя лить воду и выводить окна. Поэтому до сих пор можно встретить в Москве недоснесеннные усадьбы-памятники, а рядом доходный дом, у которого глухая стена», - говорит архитектор.

Именно принцип застройки по этому правилу, по словам Григоряна, так и не дал Москве стать ни Санкт-Петербургом, ни каким-либо другим европейским городом: «Урбанизация в Москве так и не была закончена. И город остался таким, в котором все дома стоят, так сказать, по красным линиям».

Сталинский же город устроен по принципу «фасадной архитектуры»: большие масштабы, широкие «футуристичекие» проспекты, нарисованные конструктивистами, а за фасадами прячутся жилые пятиэтажки.

«То есть сталинский генплан – это город сталинских декораций», - резюмирует Григорян.

Что же касается микрорайонов, то в их строении нет никаких ошибок. Просто застройка так называемых «спальных районов» - это социалистическое пространство, которое, согласно принципу «все вокруг народное», вообще никак не делится. Этим и продиктована вся «мертвость» или «сонность» этих «спальных районов».

5 827 га неиспользуемых территорий

«Микрорайоны устроены с не городской плотностью улиц. Плотность дорог там всего 6%. Это, по сути, пригород, когда дома стоят высокоплотно. И там никто, конечно, не хочет новых улиц. Потому что парки. Это парки, в которых стоят пластины колоссальных зданий, через которые могли бы пройти улицы. А сейчас все, что вокруг домов и вдоль улиц, просто разворовывается коммерсантами, под торговлю и так далее», - описывает Григорян.

Для того, чтобы вся эта ткань жилого пространства «заросла» жизнью – нужны новые дороги. Без них сегодня пространство микрорайонов между ТТК и МКАД – это кварталы по 300 Га, внутри которых, из-за таких площадей, отсутствует какое-либо общественное пространство.

«Нормальный квартал сегодня – это 1 гектар. Квартал – это пространство между улицами. Когда квартал 100 на 100 метров, то у вас появляется пространство для магазинов, можно открывать булочные, кафе – появляется большой публичный фронт. А когда у вас квартал 300 гектар, вовнутрь вы не можете попасть. Потому, что там ничего нет. Ну, кроме школ. Нет никакого общественного пространства, - подводит итог Григорян. -  Поэтому и город в этой части, соответственно, не функционирует».

Изображения из преддипломного исследования «Старая Москва. Инвентаризация 2011» под руководством Юрия Григоряна, Александры Павловой и Елены Угловской. МАРХИ, осень 2011.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.