Туринская Плащаница на днях перешла в формат «2.0»: начиная с Великой Пятницы 2013 г. 29 марта, в Apple store была выложена для скачивания оцифрованная Плащаница в двух версиях, бесплатной и условно-платной. Это приложение создано накануне католической Пасхи разработчиком Haltadefinizione совместно с итальянским каналом Rai Uno.
Сохранившийся в итальянском Турине фрагмент полотна, на котором, по мнению верующих, остался отпечаток лица Христа, давно находится в центре общественного внимания, но также порождает горячие споры. Дискуссия о подлинности Плащаницы, как считают специалисты, связана с конфликтом науки и религии, ибо в случае Плащаницы наука привлекается к доказательству историчности евангельских событий, а ссылки на Христа и его воплощение есть signum contradictionis (знак преткновения).
Как и в случае с самыми старыми иконописными изображениями лика Христа, так называемыми «нерукотворными» (acheiropóieta), Плащаница оказалась в центре дискуссий и разногласий с момента ее открытия. Дело не только в естественнонаучной ценности артефакта. Сочетание религиозной сущности Плащаницы и формы отпечатка на ткани образует связь с гуманитарной наукой.
Как отмечает журналист Джан-Мария Дзакконе, в современном мире по отношению к Плащанице нет единства. Многие считают, что она - самое важное свидетельство присутствия Христа на Земле, содержащее реальные и уникальные следы тела Спасителя. Другие подчеркивают важность объекта, который неразрывно связан со Страстями Христовыми и, следовательно, есть уникум с религиозной точки зрения: он имеет огромный пастырский и духовный потенциал, но может и привлечь интерес ученых разных дисциплин. Третьи отвергают его как неинтересную подделку, которая, в лучшем случае, может быть помещена в музей исторических фальсификаций.
До конца девятнадцатого века исследования Плащаницы были сосредоточены прежде всего на исторических и до некоторой степени богословских аспектах реликвии, но проблема так называемой «подлинности» - которая находилась в центре внимания научных исследований - была ограничена научными дискуссиями, которые не представляют интереса для широкой общественности. Исторически именно аспект Плащаницы как святыни стал наиболее важным для привлечения интереса простых людей, которые проезжают сотни и тысячи миль для участия в торжественных созерцаниях Плащаницы (ostentazioni). Это не интеллектуальное любопытство о происхождении Плащаницы, как заметил директор туринского Института исследований Плащаницы монсиньор Дж. Гиберти. Встреча человека с Плащаницей является до-научной (pre-scientific).
Опросы паломников, которые приняли участие в демонстрациях Плащаницы в 1978 году, показали, что очень немногие из них приехали в Турин из-за вопроса о «подлинности» Плащаницы, замечает священник-исследователь. Многие были заинтересованы в Плащанице как «тайне», «знаке, говорящем о насилии и несправедливости в мире», как «образе мира, знаке страдания». Для верующих размышление о смерти Христа не может быть отделено от радости Пасхи, и наоборот; Плащаница, таким образом, становится «символом жизни и воскресения». Римский Папа хотел дать всем народам мира возможность встретиться в Туринском соборе лицом к лицу с образом страдания, запечатленном на Плащанице. Плащаница – это возможность для христиан молитвенного созерцания в Великую субботу, в этот день Плащаница является иконой, символом, по мнению экс-Папы Бенедикта XVI, посетившего Плащаницу в 2010 году. Научная проблема остается в стороне от духовного обсуждения.
Новая инициатива компании Apple Computer и итальянского телевидения расширяет виртуальную аудиторию паломников к Плащанице до мирового масштаба.