Татьяна Нефедова - ведущий специалист по современному состоянию российской деревни, доктор географических наук, ведущий сотрудник института географии РАН. О проблемах села и о том, как сосуществуют различные народности, она рассказала Борису Долгину, Дмитрию Ицковичу и Анатолию Кузичеву в программе «Наука 2.0» (совместном проекте портала «Полит.ру» и «Вести.FM»). Перед вами краткое содержание беседы. Аудиозапись передачи доступна здесь.
Несмотря на то, что южные районы России - опора и надежда страны, там тоже есть достаточно проблем, которые хорошо видны на примере Ставропольского края.
Западное Ставрополье - это, действительно, самые лучшие природные условия в стране. Там были крупные колхозы, большая часть их сохранилась - те же помещения, те же большие здания. Даже, если это называется ОАО или агрофирма, в умах людей это все равно тот же колхоз.
Председатели, не редко, те же люди, что и двадцать лет назад, с той только разницей, что раньше было занято 1000-2000 человек, а сейчас - 500, потому что в новых условиях произошла модернизация производства, закуплена новая техника. Все земли по-прежнему используются, заброшенных земель почти нет. Правда, скота стало намного меньше, зато зерна производят больше. Оно выгоднее животноводства. И с этим тоже связано сокращение работников, ведь растениеводство гораздо менее трудоемко.
Парадокс безработицы
Возникают проблемы занятости населения, потому что никакие другие сферы в советское время в сельской местности не развивались и сейчас не развиваются. Получается абсурдная ситуация - массовая безработица почти такая же, как в районах упадка сельского хозяйства. Примерно треть населения заняты в сельском хозяйстве либо на предприятиях, либо у фермеров. Треть – в бюджетной сфере. А треть населения вынуждена уезжать работать в города Ставропольского или Краснодарского края, в другие крупные города, в том числе Москву.
На юге фермеры играют немаловажную роль. Они часто неотличимы от предприятий, где председатель колхоза такой же единоличный хозяин. Когда территория предприятия - 3000-4000 га, а фермер обрабатывает 1000-2000 га, получаются вполне сопоставимые величины. Есть и мелкие фермерские хозяйства без работников или с одним-двумя наемными работниками, но им гораздо труднее. Многие фермеры отдают свои земли в аренду крупным фермерским хозяйствам, ведь производство зерна, подсолнечника, применение машин выгодно на площади, как минимум,100-500 га.
Нередко приходится слышать от руководителей крупных предприятий или от фермеров, что они могли бы еще сократить число работников. Ну, куда пойдут эти люди? И так многие выживают только с помощью личного подсобного хозяйства. Усилится алкоголизация, воровство. То есть фермеры чувствуют социальную ответственность. Забота о социальных проблемах села характерна и для председателей колхозов. Гораздо реже – для руководителей агрохолдингов, которые приходят извне. Как и руководители колхозов, фермеры - обычно люди пожилые, с советским менталитетом, бывшие работники администрации того же колхоза или бригадиры. Помимо обязательной платы за аренду земельных паев, они помогают тем, кто у них работает: дают деньги на свадьбы, на похороны, на лечение.
Второй парадокс – у сельских поселений с успешными предприятиями нет денег на обустройство дорог в селах, ремонт школ и т.п. И предприятия помочь не могут – «нецелевое расходование средств». Все забирается «наверх», а потом распределяется в виде дотаций, субсидий. Нечерноземные районы, где село в упадке и дотируются на 90% - это понятно. Но когда благополучное поселение получает дотации в размере 75 % - понимаешь: в нашем государстве происходит что-то не то.
Несовместимость хозяйств русских и кавказских народностей
Северо-восток и восток Ставропольского края - другие проблемы: природные условия сложнее и с Дагестаном граничат. В 70-80-х годах там было очень мощное овцеводство, и чабанами в колхозах работали, как правило, представители дагестанских народностей, главным образом, даргинцы, или чеченцы.
Сейчас в этих сухостепных и полупустынных районах колхозы почти исчезли. Кошары ими заброшены и постепенно приватизируются теми чабанами, которые там работали. Овцы перешли в частные руки, иногда оформляются фермерские хозяйства, но чаще собственники держат скот нелегально, налогов не платят, и чувствует себя нормально.
При этом к ним легально и нелегально (статистикой не учитывается) приезжают родственники и знакомые из соседнего Дагестана. Когда мы говорим об иммигрантах, то имеем в виду как бы другую страну. Но это наша страна - это люди, которые живут в соседнем регионе, где сильное перенаселение в горах, где не хватает земли и нет работы. И они переезжают сюда на равнину, все чаще покупают дома, занимаются привычным животноводством и остаются жить в этих селах.
И начинаются хозяйственные конфликты, которые в условиях деградации советской отгонной системы неизбежны. Например, приезжает большая дагестанская семья, привозит 40 голов крупного рогатого скота и 200 голов овец, и получается, что все пастбища вокруг села выбиты. И местному русскому населению со своей одной коровой некуда деться. А в таких районах в удаленных селах, когда нет работы, корова – это кормилица.
У нас очень любят напирать именно на религиозные различия, но то, что наблюдается в Ставрополье - это часто этнохозяйственные конфликты, связанные со сменой специализации территории и несовместимостью традиционных хозяйств русского и кавказского народов. Хотя в таких условиях этнокультурные различия начинают восприниматься острее. И русское население быстрее уезжает из этих районов со сложными природными условиями, особенно если доля кавказских народностей переваливает за 30%.
Корейцы в русской деревне
Приезжают и из Средней Азии, чаще узбеки, турки-месхетинцы, корейцы. Больше всего среднеазиатских корейских арендаторов в Поволжье - Саратовская область, Волгоградская… Удаленные, заброшенные колхозами поля в летние месяцы используются населением, которое занимается овощеводством и в какой-то мере спасает и системы орошения, и наше сельское хозяйство. Этот процесс объективный и связан с тем, что в современной России, действительно, не хватает финансовых, организационных и человеческих ресурсов для того чтобы использовать все территории, что были распаханы в советское время.
Корейцы приезжают либо на постоянное жительство в села, либо на сезонные работы. Тогда они живут в землянках прямо у поля. Весной они арендуют поля в колхозах, сажают лук, капусту и другие овощи на 10-12 га, а осенью уезжают.
Когда первый раз видишь землянки - приходишь в ужас. Потом при пристальном рассмотрении понимаешь, что это оптимальный вариант. В землянках в жару - прохладно, в холод – тепло. Они спасают от суховеев. Рядом стоит кабинка с душем. Внутри землянки, несмотря на всю ее примитивность, - очень чисто. Все обложено фанерой.
Урбанизация и этнический состав
В Поволжье всегда была этническая мозаичность. Русские, татарские, мордовские, чувашские народности всегда жили рядом. Эта полиэтничность бросается в глаза и сказывается на сельском хозяйстве.
Когда смотришь статистику, картина вырисовывается следующая: сельское хозяйство в южных районах (в Ставропольском, Краснодарском краях, а также черноземных регионах) наиболее благополучно. В пригородах крупных городов (в т.ч. Московской, Ленинградской областях) сельское хозяйство тоже выгодно из-за больших инвестиций, лучшей инфраструктуры и мощного рынка сбыта. Но есть третья группа регионов с более успешным сельским хозяйством – это республики. Башкортостан и Татарстан всегда были одними из лучших, меньше всего потеряли земельных ресурсов и скота. Но даже внутри республик есть этнические различия. Например, в Чувашии, есть чисто чувашские районы, русские районы на юго-западе, а на юго-востоке на границе с Татарстаном есть районы с очень большой долей татарского населения.
Самые лучшие районы в Чувашии при прочих равных условиях - татарские. Приезжая в татарское село вы попадаете в абсолютно другой мир: стоят добротные каменные ухоженные дома, попадаются даже такие, которые не уступают Подмосковным. По статистике, все эти годы во многих татарских деревнях население увеличивалось, и показатели сельскохозяйственных предприятий (урожайности, надои молока) здесь лучше. На втором месте чувашские районы, в т.ч. у них сохранилось больше скота. На последнем месте русские села, где давно идет сильный отток населения, избы темные деревянные, скота мало. Конечно, есть культурологические различия. Но главное - урбанизация у русского населения началась раньше; в национальных республиках она задержалась и только сейчас набирает силу. Поэтому русские сёла уже успели опустошиться к 90-му году, и перемены сказались на них гораздо болезненней. Просто надо учитывать, что многие процессы, несмотря на практически равные природные и экономические условия, начинаются в голове, и процесс урбанизации гораздо раньше и сильнее других затронул русское население.