20 мая 2024, понедельник, 22:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Ле Корбюзье как архитектор сознания

Ле Корбюзье
Ле Корбюзье

Екатерина Ларионова

Перед вами - краткое содержание выступления архитектора, заведующей кафедрой Управления территориальным развитием РАНХиГС при Президенте РФ Екатерины Ларионовой в ходе публичной дискуссии «Человек в мире Ле Корбюзье» в московском клубе «Завтра».

Ле Корбюзье - человек с мышлением ушедшего тысячелетия

Фигура Ле Корбюзье неоднозначна. Она невероятно интересна не только архитекторам, но и социологам, и политологам. Он изменил сознание большого количества людей. Но для чего? Дело в том, что период, в котором он жил, в каком-то смысле похож на тот период, в котором мы живем сейчас.

Ле Корбюзье был совершенно потрясающим законодателем моды. Кто не знает сейчас портрета Ле Корбюзье? Очки, одни только очки - и все без исключения стали вслед за ним носить эти очки. Бабочка его потрясающая, его костюм… Он действительно менял человека в городской среде, менял самыми разными способами. В этом смысле, конечно, его наследие неумолимо.

Сын часовщика, Ле Корбюзье родился в конце XIX века и прожил длинную-длинную жизнь в веке XX-м. Он испытал вместе со всем человечеством мощнейший технический, технологический и социальный прогресс.

На всем протяжении своего творческого пути он эволюционировал, никогда не оставаясь статичной фигурой. И его искусство, его полиморфное наследие эволюционировало вместе с ним. Но у его проектов был определенный срок службы. И, несмотря на то, что он заглянул далеко-далеко вперед, он как инженер не предусмотрел развитие проектов вправо или влево. Развитие территорий подразумевает некоторые шаги влево или вправо. А инженерия этого не подразумевает.

Поэтому Ле Корбюзье невероятно интересен как человек с форматом мышления ушедшего века, даже - ушедшего тысячелетия.

Ле Корбюзье научил проектировать новое пространство

Ле Корбюзье фактически научил людей не просто строить по-новому, используя новые строительные технологии, а проектировать новое пространство. Он в сознании большого количества людей создал «новый дух» (esprit nouveau).

Опыт Ле Корбюзье был невероятно полезен для архитекторов нового времени в России. Также очень любопытны его градостроительные наработки. У них была очень правильная отправная точка.

Ле Корбюзье частично предвидел будущее. Он уже тогда, в середине XX века, когда жизнь еще только-только начинала технологизироваться, предвидел многие любопытные перспективы развития города.

Как архитектор он был безусловным практиком. Но при этом он мыслитель и мастер. Однако Ле Корбюзье неправильно называть архитектором-градостроителем, скорее - урбанистом, потому что он в своих проектах не столько решал объемно-пространственные задачи, сколько пытался построить новую модель общества.

В своих проектах Ле Корбюзье не столько решал объемно-пространственные задачи, сколько пытался построить новую модель общества, равного, но разного.

Он пытался сделать общество равным, но разным. Пример: его любопытная постройка «Марсельская жилая единица» - страшная с точки зрения эстетики, но любопытная с точки зрения социума. Это, собственно, панельный многоквартирный дом. Сейчас вещь абсолютно очевидная, стандартная, малоинтересная, но когда она возникла впервые (и не только во Франции, но и в Советском Союзе), она задала новый ритм жизни, когда все стали «равные, но разные». Это любопытная формула управления социумом. И лишнее подтверждение тому, что Ле Корбюзье был практиком.

Что же, собственно, с архитектурной точки зрения породил XX век в целом и Ле Корбюзье в частности? Все предыдущие эпохи рождали стили, направления, отдельных мастеров – таких, как Леонардо да Винчи или Микеланджело, наконец, школы. В XX веке один мастер становится важным.

На крыше «Марсельской жилой единицы». Фото: finella_c/Flickr.com

Но даже не это главное. После всех ушедших эпох остался некий цельный образ пространства. А после XX века остались очень мощные, невероятно хитрые планировочные решения. Такие безумные линии на бумаге, в плане, как в XX веке, не рождались ранее нигде. Но мы потеряли при этом объемное видение. И, в общем, Ле Корбюзье приложил к этому руку, формируя эту конструкцию, не давая ей шага ни влево, ни вправо, и социальную конструкцию - в том числе. В этом смысле то, что придумал Ле Корбюзье, статично. Но это с точки зрения применения его знаний сегодня.

Инжиниринг интересен как метод, но он не очень позволяет развиваться обществу дальше. То есть он нужен как игра ума - в том числе, архитекторам. Но архитектору надо понимать - каким бы великим он ни был, - что он всегда рождает предложение на спрос.

Ле Корбюзье невероятно повезло, потому что он жил в эпоху, когда спрос был фантастический. Люди, если не знали очень точно, чего они хотят, то спать не могли, потому что 24 часа в сутки задавались вопросом, чего они хотят, к чему они стремятся, какое общество они строят - существовала парадигма. Ле Корбюзье легко было быть Ле Корбюзье.

Но архитектор не должен рождать парадигму. Архитектор должен ее визуализировать.

Ле Корбюзье был пассионарием. Он подхватил знание предыдущих эпох, очень ярко подхватил, отразил спрос и, оказавшись просто нужным человеком в нужном месте в нужное время, не зарыл свой талант в землю. Самое смешное, что сейчас происходит то же самое - происходит смена эпох.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.