1. Сейчас трудно представить, что еще несколько лет назад все фотоаппараты были пленочными. Сделанные при их помощи снимки нужно было проявлять, а с негативов уже потом печатать фотографии. В марте 1995 года японская компания Casio выпустила цифровую камеру QV-10. Через некоторое время подобные устройства представили Ricoh, NEC и другие компании. Сохраняемые в их памяти снимки можно было сбрасывать прямо на компьютер. Это было началом конца для компании Kodak, которая так и не смогла сначала поверить в массовое будущее цифровой фотографии, а впоследствии - представить конкурентоспособные устройства под управлением новой технологии. Kodak стал компанией-символом, цепляющейся за прошлое и упорно отвергающей будущее. Это и предопределило ее конец. В январе прошлого года компания подала прошение по статье 11 Кодекса о банкротстве США.
2. Еще одна жертва консерватизма - Sony. Эта великая компания, которая задавала (да и продолжает задавать в ряде линеек, например, фотоаппаратов и смартфонов) тренды в отрасли, не сумела разглядеть перспективы сразу в нескольких направлениях. Она с опозданием вышла на рынок телевизоров с плазменными и LCD-дисплеями: когда они появились, японцы продолжали твердить, что их ЭЛТ-трубки Trinitron - лучшее предложение с точки зрения цены/качество. И жестоко просчитались, когда тренд в отрасли быстро подхватили корейцы из Samsung и LG.
Вообще, японская телевизионная индустрия переживает далеко не самые лучшие свои времена. Спрос на “ящики” производства Sony, Panasonic и Sharp упал до мниимального уровня за последние 30 лет. Совокупный убыток корпораций от торговли телевизорами превысил 19 млрд. долларов. И аналитики из Morgan Stanley говорят, что в ближайшие году в пользу японских корпораций ничего не изменится. Когда-то символизировавшие мировое господство Японии в сфере потребительской электроники Sony, Panasonic и Sharp в 2012 году были признаны одними из самых неэффективных компаний в своей стране. В прошлом году эта “большая тройка” сократила суммарно 29 тыс. сотрудников. Аналитик Citigroup Inc в Токио Кота Езава не исключает, что в 2013 году компании будут национализированы.
Позже Sony, изобретатель первого в мире портативного аудиоплеера Walkman (это случилось в 1979 году), пропустила технологию CD и HDD (жесткие диски). Пока конкуренты осваивали новую технологию хранения данных, Sony носилось с идеей каким-то образом распространить на США и Европу формат мини-дисков MD. Утопичность этой идеи сегодня всем кажется очевидной. А подразделение японской компании, выпускающее Walkman, последние девять лет стабильно остается убыточным.
3. Подобным образом просчитались и в Nokia, и Research in Motion, менеджеры которых насмехались над iPhone. Дескать, смартфон как средство коммуникации не может обойтись без физических клавиш - пусть даже у него и вполне годная виртуальная клавиатура. Как iPhone и те, кто поверил в будущее сенсорных экранов, изменили индустрию, сегодня всем ясно. Есть мнение, что Nokia будет продана Microsoft или вовсе прекратит свое существование уже в самое ближайшее время - например, в 2013 году.